Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


Добро и Зло

Текстовая версия форума: Архив форума Серьезный разговор



Полная версия топика:
Добро и Зло -> Архив форума Серьезный разговор


Страницы: 1[2]34

Blacki
Сэр Джимми Джойс
QUOTE
Отличие ребенка от взрослого состоит в отсутствии злого умысла у первого.

Если выполняет "обязательную программу" адаптации - там вообще умысла нет. И средств, в целом, не много. А когда начинает думать, доброе и злое в нем уже есть. Включается "семья и школа" и градирует плохо-хорошо. Потому как плохо-хорошо - внешняя оценка действий (чего скажут другие), а добро и зло - расклад личный. И никогда не является результатом рассудочной, логической оценки-описания состояния, в котором принимается доброе-злое решение.
Коза-Дереза
QUOTE (Сэр Джимми Джойс @ 25.08.2005 - время: 21:04)
Кое-кто даже скажет, что он обусловлен необходимостью человека в выработке стратегии взаимоотношений с себе подобными. Допустим, что и так, хотя есть и необъяснимые моменты в этой теории.

Да, сэр Джимми Джойс, обязательно кое-кто скажет. На мой взгляд, костяк нравственных императивов опирается на генетически заложенные истинкты. Для сащиты каждого отдельного живого существа природа снабжает его инстинктом самосохранения. Для существ, ведущих стайный образ жизни, природа, в дополнение к этому, предусмотрела инстинкт сохранения стаи. Это совершенно реально существующий комплекс врожденных императивов, направленных на защиту и сохранение благополучия своих ближайших сородичей, заботу о слабейших членах стаи, соблюденнии законов поведения в стае и т.д. Например, кинологи при дрессировке активно используют эти императивы. Человек, будучи наделен помимо инстинктов еще и разумом, может преодолевать инстинкт самосохранения. Вплоть до суицида. Таким же образом , с помощью «силы мысли» преодолевается и инстинкт сохранения стаи. Что это означает? А означает это, что источником безнравственного поведения человека является чрезмерно развитый интеллект. Мне не часто доводилось встречать безнравственных собак. А безнравственных людей - сколько угодно. Следовательно, возможность аморального поведения, безнравственность возникла как фунция интеллекта и характерна только для человека. Воспитание, в идеале, должно быть направлено не на воспитание нравственных императивов, а на выявление и сохранение императивов, заложенных природой. Как, собственно, и поступают дрессировщики собак.
Коза-Дереза
QUOTE (Tarzan @ 21.08.2005 - время: 13:38)
Как мы оцениваем свои и чужие поступки? Абсолютны ли наши оценки?


Для практической оценки нравственности или безнравственности тех или иных поступков удобен Кантовский нравственный императив. Он предоставляет абсолютный, внеисторический алгоритм нравственного поведения, в силу того, что алгоритм этот фактически является адаптивным, самоприспосабливающимся.
LegLover
Материалистическая позиция в вопросе нравственности подробно разбирается в теме "нравственность мешает или помогает". Вот ссылочка: http://www.sexnarod.ru/index.php?showtopic=42864
Уважаемый Тарзан! Если ты с ней не согласен, убедительная просьба высказать в ней свои возражения. А то придется мне все свои посты из нее последовательно в твою тему перетаскивать.

Вкратце суть этой позиции такова. Человек, точно так же, как и любое другое живое существо стремится выжить всеми возможными способами. Делает он это в сообществе с себе подобными. Та естественная нормативная система, которая регулирует эти отношения между отдельными людьми, и есть мораль. Основу морали составляют представления о добре и зле.
Часть отношений определяется ОСОБЕННОСТЯМИ выживания, т.е. КУЛЬТУРОЙ. А другая часть (так называемые "общечеловеческие ценности", или кантовские априорные императивы, как сказала ФапВан) определяются нашими собственными видовыми особенностями и от особенностей культуры не зависят. Они просто свойственны нам, как виду живых существ и зашиты на генном уровне. Именно эти совпадающие свойства морали у разных народов "обожествляются" в виде религиозных догматов.

Иногда правила локального выживания вступают в противоречие с глобальными. Это и порождает всевозможную путаницу и кажущиеся нарушения морали. Так как человеческий интеллект гораздо более лабилен (изменчив) по сравнению с психикой животных, глобальные правила часто замещаются более эффективными локальными, вызывающими внутренний протест. Например каннибализм. Он отнюдь не отменяет таких общечеловеческих достоинств как смелость, щедрость и даже доброта и великодушие. Культура каннибалов точно также включает в себя все эти свойства. Но катастрофический недостаток белка породил "утилитарную" форму отношения к трупам своих врагов. Закопать труп в землю или съесть - это вопрос технический, но потребность в белке диктует особую форму нравственности. Кстати, среди первобытных охотников также существовало представление, что ПОЕДАНИЕ охотничьей добычи - форма искупления за отнятую у жертвы жизнь.

Так что сколько бы ни парились сторонники "крайних" точек зрения, истина все равно окажется посередине. Часть морали приобретенная, а часть - врожденная. wink.gif
---------------
Когда печатал свой пост, предшествующих постов Аленки еще не было.
Мой ей респект!

Это сообщение отредактировал LegLover - 26-08-2005 - 10:59
Blacki
Добро и зло...
Настаиваю: все, что относится к морали-нравственности - это лишь способ отказать/согласиться с собственным желанием чего-то.
Включается механизм рассуждений на уровне "А что мне за это будет?" или на любом другом уровне: сопоставление способа достижения и самого желаемого с мнением окружающих, в том числе, с мнением того "я", который хороший. Но запуск этого механизма происходит не оттого, что в наше время индивидуум, в принципе, необдуманных поступков не совершает. Собственное ощущение добра и зла - не вывод, а предпосылка. Иначе - во всем виноват кто-то другой... "А что я мог сделать?" Если задался вопросом - значит, сам знаешь, что должен сделать, а уж дальше - императивчиками общеупотребимой нравственности оправдываешь бездействие.
Фрик
QUOTE
Как мы оцениваем свои и чужие поступки? Абсолютны ли наши оценки?

Ответ в вопросе... blink.gif наши оценки - субъективны, так как исходят от субъекта...

Абсолютная же "точка опоры", с помощью которой можно было бы перевернуть понятия добра и зла пока, увы, не найдена... и если даже я скажу, что её не существует вообще, то со мной вряд ли кто-нибудь поспорит... хотя бы из-за отсутствия аргументации... pardon.gif

Кто-нибудь может привести абсолютную истину, от которой можно было бы отталкиваться при разделении добра и зла?

З.Ы. Условие же автора о том, что не стоит затрагивать религию вполне объяснимо... Если вы человек религиозный, то абсолютной истиной для вас будет являться Бог... и всё что "по-божески" - это будет добро, а всё, что нет - зло... и обсуждение не сдвинется с мёртвой точки... smile.gif
LegLover
QUOTE (Nyan @ 26.08.2005 - время: 17:47)
Кто-нибудь может привести абсолютную истину, от которой можно было бы отталкиваться при разделении добра и зла?

Мы только и делаем это на протяжении всего треда. Абсолютный критерий - выживание.
Личное выживание - личное благо.
Коллективное выживание - благо сообщества.
Выживание вида - благо вида.
Наконец, в связи с подрубанием сука, на котором сидим, выше всего следует поставить общее благо всех живых организмов, которое только и может обеспечить выживание нашего вида в современных условиях.

Вот такая иерархия ценностей получается. bye1.gif
Фрик
blink.gif А если мне для выживания понадобится убить кого-то?
Не ради друга, не ради каких-то мифических ценностей... а просто для спасения своей жо... жизни...

Это Добро или Зло?
Мой вариант ответа таков: "Это добро для меня и зло для него"

Я согласен оперировать только понятиями "добро для меня/тебя/них" и "зло для меня/тебя/них"... усё... других критериев я в упор не вижу...

А насчёт "блага вида"... ОЧЕНЬ спорная категория... при желании можно начать подразделять вид по признакам:
1. Половым
2. Рассовым
3. Религиозным (религию просили не трогать, но в данном случае я привожу её как критерий отбора)
4. ...
5. ...
n. ...

к сожалению такой вид как "человек вообще" рассматривать не получится... слишком разные запросы, слишком разные интересы, претензии, требования...
ФапВан
господа, да какая к шерту разница, что есть абсолютное добро и что есть абсолютное зло? даже примеров-то не привести...
а все остальное - относительно, как замечательно объяснил на пальцах сер фрик....
angel_hypocrite.gif
LegLover
QUOTE (Nyan @ 26.08.2005 - время: 19:00)
blink.gif А если мне для выживания понадобится убить кого-то?
Не ради друга, не ради каких-то мифических ценностей... а просто для спасения своей жо... жизни...
Это Добро или Зло?
Мой вариант ответа таков: "Это добро для меня и зло для него"

и что? что следует-то отсюда? все правильно сказал. Для тебя благо, для него зло. Совершенно точный критерий. Но если мы хотим оценить это событие на более высоком иерархическом уровне (сообщества или вида, то нравственный критерий будет уже иметь более высокий приоритет). Все точно как в биноме Ньютона.
Например, если ты убил его в порядке защиты от неспровоцированной агрессии, то сообщество и вид в целом будут на твоей стороне. Потому что твой противник проявил деструктивное, вредное для вида качество - спонтанную агрессию, носителя которой следует из социума "удалить". lol.gif
А если ты сам совершил по отношению к нему неспровоцированное насилие, то тогда подлежишь "элиминации" ты...
QUOTE
А насчёт "блага вида"... ОЧЕНЬ спорная категория... при желании можно начать подразделять вид по признакам:
....
к сожалению такой вид как "человек вообще" рассматривать не получится... слишком разные запросы, слишком разные интересы, претензии, требования...
отнюдь. Биология, в отличие от гуманитарных наук, наука точная и понятие вида в ней совершенно точно определено. Все остальные подмножества, о которых ты говорил, никакого отношения к теме не имеют. Если они образуют ограниченное культурное сообщество в рамках вида (т.е. группу совместно выживающих людей), то такое благо будет иметь более высокий приоритет по сравнению с благом отдельного члена этого сообщества, но более низкий по сравнению с благом всего вида.
Блага сообществ, если они противоречат друг другу, тоже имеют свой критерий на более высоком уровне, именно это лежит в основе ограничений военных действий рамками "гуманности". На основании этого критерия классифицируются военные преступления.
Ну а последний, самый высокий уровень я постоянно обсуждаю в своих экологических темах.
Скажи, Ньян, (судя по твоей реплике в теме Спликса) ты настроен на доказательство своей т.з. или действительно пытаешься разобраться в вопросе? wink.gif
Фрик
QUOTE
Например, если ты убил его в порядке защиты от неспровоцированной агрессии

no_1.gif А если без "например"?! ))))
вот просто такая ситуация... оба мы белые и пушистые, но "в живых остаться должен только один"...

Гм... с одной стороны ты прав, но с другой... человек не животное... и обычные биогеоценотические понятия, критерии к нему применять трудно...
у животных, например, агрессия внутри вида проявляется когда? либо во время битвы за самку, либо когда ограниченный запас еды...
а человек же может проявлять агрессию просто на том основании, что у его оппонента другой цвет кожи... или вероисповедание... unsure.gif

QUOTE
Благо сообществ, если они противоречат друг другу, тоже имеют свой критерий на более высоком уровне, именно это лежит в основе ограничений военных действий рамками "гуманности".

Честно говоря очень напоминает фразу: "Добро всегда побеждает зло... кто победил, тот и добрый..." unsure.gif
Вот какое сообщество можно признать более гуманным, более правильным? Самое большое? unsure.gif Сомнительный критерий... не находишь?

QUOTE
Скажи, Ньян, (судя по твоей реплике в теме Спликса) ты настроен на доказательство своей т.з. или действительно пытаешься разобраться в вопросе?

Я балансирую... с одной стороны, моя т.з. кажется мне верной... НО... я не отметаю других вариантов...)))
Blacki
Nyan
QUOTE
Абсолютная же "точка опоры", с помощью которой можно было бы перевернуть понятия добра и зла пока, увы, не найдена... и если даже я скажу, что её не существует вообще, то со мной вряд ли кто-нибудь поспорит... хотя бы из-за отсутствия аргументации...

В личности есть точка, наличие которой вынуждает договариваться с соплеменниками и формировать нравственные категории общества. Толковать с точки зрения выживания вида и выживания личного... Смысл "растягивать" ситуацию "лодки в океане и десяти дней без маковой росинки..." на повседневность? Или ситуацию: "Я убью тебя, лодочник", если ты будешь гранатой угрожать виду? Человек знает.
"Хорошо-плохо" появляется, когда человек берется судить: стандартизирует ситуации и способы действия "для всех". С точки зрения личной свободы - замкнутый круг, безнадега и "закрытый" перечень общечеловеческих ценностей. Кастрация той самой точки. И кто человек после этого? А, вот, не судите...
Blacki
Nyan
QUOTE
Кто-нибудь может привести абсолютную истину, от которой можно было бы отталкиваться при разделении добра и зла?

Да и сами эти расклады "добро-зло" - формирование правовой базы под отсутствие наказания за убийство. Вводишь понятия, применить которые (даже объясняя их смысл) можешь только попытавшись доказать вину ближнего (благая попытка щемить зло) и не сумев его вину доказать (а на зубок - добро).
Интересные вещи случаются, если судилку в себе выключаешь, доложу я вам... Например, абсолютное зло - попытка судить действия другого человека...
Отсюда же - добро...
LegLover
QUOTE (Nyan @ 26.08.2005 - время: 19:58)
QUOTE
Например, если ты убил его в порядке защиты от неспровоцированной агрессии

no_1.gif А если без "например"?! ))))
вот просто такая ситуация... оба мы белые и пушистые, но "в живых остаться должен только один"...

Без примеров не получается. Экземпляры абстрактных классов не реализуются. Нельзя получить в металле автомобиль "вообще", нет животных "вообще". Несколько ранее, ты упомянул, что не бывает человека "вообще". Прежде, чем убить друг друга, вы будете все равно ограничены рамками той КУЛЬТУРЫ, которой принадлежите. Именно поэтому и нельзя говорить о произвольных множествах людей, руководствуясь случайным критерием выборки (например, цветом глаз или длиной полового члена). Нравственность имеет смысл только в рамках КУЛЬТУРНОГО сообщества, то есть сообщества людей, практикующих совместный способ выживания.
И здесь тоже полно парадоксов. Если люди принадлежат к одному сообществу, то случай тривиален. Оценка их действий будет дана в контесте их общей культуры. А если к разным, то все будет опять определятся алгеброй приоритетов. Действия в интересах своего сообщества, направленные против интересов альтернативного сообщества будут благом, действия против своего в интересах чужого - злом. Если же на этом уровне существует паритет, то критерий придется искать на более высоком иерархическом уровне (биологического вида, или общечеловеческих ценностей).
QUOTE
а человек же может проявлять агрессию просто на том основании, что у его оппонента другой цвет кожи... или вероисповедание... unsure.gif
обрати внимание на очень характерный факт. В том случае, когда фактор цвета кожи или вероисповедание не образуют совместный культурный феномен (то есть не направлены на выживание) сегрегация считается аморальной и осуждается именно на культурном уровне. Если же она представляет собой именно культурный феномен (как в случае с лицами известной национальности, практикующими общий способ выживания, в чем-то альтернативный другой культуре), то возможны негативные оценки. Что мы и имеем в настоящее время.
QUOTE
Вот какое сообщество можно признать более гуманным, более правильным? Самое большое? unsure.gif Сомнительный критерий... не находишь?
Речь идет не о величине, а о характере конфликта между сообществами. Здесь та же алгебра приоритетов. Конфликт между сообществами для каждого из членов этих сообществ будет определяться нравственным контестом своего сообщества, а оценка нравственности всего сообщества возможна на основании "общечеловеческих ценностей". Сами члены сообщества могут быть с этим не согласны, но критерий все равно рулит.

Это сообщение отредактировал LegLover - 26-08-2005 - 22:28
Kondor
Как ни крути, а при рождении человек обладает только врожденными инстинктами, самый главный из которых - ВЫЖИТЬ.
Это включает в себя сосательный рефлекс (младенец ищет материнскую грудь - точно так же, как котенок или и щенок).

Понятия добра и зла он начинает различать только в процессе роста, общения с миром, взросления.

Сам факт обсуждения здесь этой темы говорит о том, что никаких врожденных понятий добра и зла не существует.

И вообще добра и зла не существует.

Это относительные понятия. То, что для одного зло, для другого является добром. Иначе оно бы уже перестало существовать.
Сэр Джимми Джойс
Tarzan
QUOTE
Получается, что нравственные императивы - суть производное цивилизации и в разные периоды развития человечества могут меняться?

Меняться навряд ли, скорее варьироваться взависимости от причин, перечисленных Багирой. И, да, они суть производные всего человеческого опыта и даже частично вписаны в генетическую структуру.

AlEHKA
QUOTE
На мой взгляд, костяк нравственных императивов опирается на генетически заложенные истинкты.

Есть большая категория нравственных «императивов», которые не вписываются в инстинктивные проявления. Я уже говорил, что корень проблемы непонимания происхождения нравственности лежит в отношении к человеку, как к стадному животному. Надо брать шире. Сводя человека до уровня животного, мы упрощаем понимание нравственности до материалистического мировоззрения. Понимаете, мне как человеку грустно осознавать, что любыми моими нравственными устремлениями руководит мой спинной мозг, а головной полностью ему подчинен, потому что я на самом деле стадное животное. Почему-то эта мысль не приводит меня в восторг и при осознании этого в моей душе не происходит нравственного переворота.
Вы заметили, что разум способен преодолевать инстинкты? Вот именно, только при наличии разума можно говорить о нравственности. Кто-то произнес такую фразу: «Если добродетель заключена в неведении, то все животные предобродетельные особы». Да, именно так. Только в осознанности лежит нравственное начало. В осознанности своих действий, помышлений, в понимании сути или содержания того или иного нравственного «императива». Когда человечество пробудилось от животного сна, тогда и родились нравственные установки. И чем больше оно открывает глаза, тем совершеннее они становятся.
Поэтому вы никогда не встретите безнравственную собаку. Понятие нравственности вообще не применимо к животному, благодаря его инстинктам. Инстинкты проявляются бессознательно, вне зависимости от желания животного. Оно подчинено им. Разве это личная заслуга собаки, что она может быть преданной человеку? Нет, это проявление ее инстинктов. Человек просто управляет ими по своему усмотрению. У собаки нет другого выбора, кроме как быть преданной, если человек начал ее дрессировать. А у человека есть такой выбор. И он определяется нашим собственным разумом, нашими свободными желаниями. Неужто и различные желания суть производные одного лишь инстинкта?

QUOTE
Воспитание, в идеале, должно быть направлено не на воспитание нравственных императивов, а на выявление и сохранение императивов, заложенных природой. Как, собственно, и поступают дрессировщики собак.

Собаки не могут дрессировать собак. Они просто собьются в стаи и одичают.
«Императивы», заложенные в нас природой просты: есть, пить, спать, размножаться, выжить. Здесь нет места нравственности. И быть не может. Нравственность заложена в духовном начале, а не в животном. Нужно считаться с наличием духа у человека, его внутренним миром, нематериальной стороной его жизни. И рассматривать человека всецело, не разделяя в нем оба начала, чтобы не создавать подобных негуманных теорий, которых уже было огромное количество в истории человечества. А все из-за тщеславной самоуверенности человека, будто все можно объяснить только с материалистической позиции, а процветания общества можно достигнуть основываясь только на автономной морали, никак несвязанной с религией или откровением. Корни нравственности пущены были именно там. И расцвет ее будет там же.

----------------------------------------------------------------
Лирическое отступление: Аленка, мне вообще странно слышать от вас такие мнения. Ну, ничего, по-видимому, это сказывается ваше увлечение спорами в последнее время. А может просто кому-то подражаете… Не обижайтесь! :)
Kondor
Задам вам дурацкий вопрос:

Когда я был пионером, я считал, что частное предпринимательство - это зло и это плохо.
Теперь я считаю, что это - хорошо, нормально.

Ну и где здесь врожденные императивы?!
CASABLANCA
Добро - то, что хорошо для меня и, говоря более широко, общества/группы в которой я живу/принадлежу.

Априорных понятий "добро" "зло" не существует.

Представте, Адам и Ева не съели яблоко. Тусуются в Эдеме. Едят зверюшек. Убивают их. И это хорошо.
Рождаются у них дети и дети детей. И т.д. И вот Эдем заселен. Люди бегают, играют, созерцают.....
И вот, допускаю, кто-то стукнул по балде другого, нечаянно. И тот скопытился.

Если бы граждане отведали яблочка, то, конечно, секир-башка им. А если они не ведают, что есть добро, а что есть зло, то, выходит, и предьявить им НЕЧЕГО.

И они с милой улыбкой побежали играть далее тчк



И понял я, что Счастье в неведении//MATRIX forever victory.gif Добро и Зло
Сэр Джимми Джойс
QUOTE (~Vist @ 27.08.2005 - время: 02:36)
В отношении "добро-зло" животное более нравственно чем человек...
оно не творит "зла" по природе своей.

Именно потому, что животное "нравственно" по своей природе, понятие нравственности к нему вообще не применимо.
QUOTE
Сьесть печёнку врага- - это "зло"?
А вот у нас, на Папуа- так не считают.....

Стереотипное представление о каннибализме, как о радостоном поедании мяса другого человека несколько неверно. Исследователи, которые жили в племенах каннибалов утверждают, что на самом деле им неприятно это делать и они это признают. Эти проблески сознания в виде отвращения к поеданию себе подобного показывают, что племена эти осознают ужас совершаемого ими. Но так как каннибализм - это ритуальное действо, то они оказываются заложниками своей религии, кстати, находящейся на весьма примитивном, почти животном уровне. Отсюда, отсутствие в этих племенах четких разделений понятий "добра" и "зла", как к примеру, такое не осуждение убийства ради религиозных целей. Мы бы с вами в восторг не пришли от такой "нравственности".

CASABLANCA
Простите, в вашем рассуждении две неувязки:

QUOTE
Представте, Адам и Ева не съели яблоко. Тусуются в Эдеме. Едят зверюшек. Убивают их. И это хорошо.

Люди в Эдеме были строгими вегетарианцами. Мясо животных стало употребляться в пищу после изгнания из рая, причем сначала оно предполагалось как жертвенное, а уже после потопа, было установлено употребление мяса в качестве обычной еды.
QUOTE
Рождаются у них дети и дети детей. И т.д. И вот Эдем заселен. Люди бегают, играют, созерцают.....
И вот, допускаю, кто-то стукнул по балде другого, нечаянно. И тот скопытился.

Почему-то все забывают о втором дереве – Древе жизни, с которого люди вкусили бы, если бы не согрешили, вкусив с Древа познания добра и зла. Тогда смерти в Эдеме не было бы совсем, а иначе какой же это рай, в котором можно потерять своих близких?
Blacki
CASABLANCA
QUOTE
Если бы граждане отведали яблочка, то, конечно, секир-башка им. А если они не ведают, что есть добро, а что есть зло, то, выходит, и предьявить им НЕЧЕГО.

Во-во, не знаешь, что есть добро и зло - не судишь, никому ничего не предъявляешь.
Попытка экстраполировать собственную правильность (по части добро-зло) на других. Выживание собственной правильности - только при учете чужих интересов. И покатило - нравственность, мораль, свои-чужие...
QUOTE
И понял я, что Счастье в неведении

Ага. Но мы-то - ЗНАЕМ, за что нас из рая поперли... И детям тут не надо особо долго что-либо объяснять: они пересказать не смогут, но противления у них не возникает...
Kondor
QUOTE
Когда я был пионером, я считал, что частное предпринимательство - это зло и это плохо.

Ты этих людей не видел, сам к ним никак не относился. Тебе объяснили...
Теперь - быть предпринимателем самому - неплохо. Каждый это знает. Внутреннее собственное мнение четко подсказывает - тот факт, что ты не предприниматель подлежит обоснованию (от "Ах, там воры и бандиты! Это не для меня..." до "А мне и так неплохо!")
Kondor
QUOTE
Сам факт обсуждения здесь этой темы говорит о том, что никаких врожденных понятий добра и зла не существует.

Скорее, о том, что люди, давая собственные оценки ч-л, оч. часто обнаруживали расхождение с собственным мнением общественной оценки события. А общество судить обязывает. И этот разговор для: научиться бы избегать некомфортной двойственности...
Blacki
Ух, Джимми!
QUOTE
Именно потому, что животное "нравственно" по своей природе, понятие нравственности к нему вообще не применимо.

Без байды. Что толку судить собаку? А ей самой от этого? И потом, собаки редко ели яблоки - и в Эдеме они не были вегетарианцами...


LegLover
Господа, разумная дискуссия отличается от "базара" тем, что каждый из оппонентов готов услышать аргументы другой стороны.
Но когда тред удлинняется, читать предшествующие посты становится неинтересно, и начинают высказываться точки зрения, убедительно опровергнутые вначале.
Скажем, долго и нудно обосновывалась позиция, что одна составная часть морали врожденная, а другая - приобретенная. Обусловленная специфическими условиями выживания сообщества. Приводились подробнейшие примеры. А вот замечательный образчик логики г. Виста:
QUOTE
Вот именно..
мораль и нравственность - продукт социума...

что можно ответить? Уважаемый Вист - не читатель.

Что касается любезного сэра Джеймса, то он безусловно мои посты читал, но вот что он пишет:
QUOTE
Есть большая категория нравственных «императивов», которые не вписываются в инстинктивные проявления. Я уже говорил, что корень проблемы непонимания происхождения нравственности лежит в отношении к человеку, как к стадному животному. Надо брать шире.
Но куда может быть шире, чем тезис, выделенный жирным шрифтом? Есть возражения? Нет, возражений нет. Есть просто декларация.
Особо порадовал этот фрагмент:
QUOTE
Поэтому вы никогда не встретите безнравственную собаку.
Очень содержательно. Нравственность, как социальная форма выживания, диктует собачкам некоторые неприятные для наблюдения особенности. Защищая свою территорию, обеспечивающую групповое выживание, собаки плохо поступают с чужаками. Если они не считают возможным принять его в сообщество (что иногда случается), то беспомощно поднявшего лапы кверху и лежащего на животе кандидата (он пошел на это добровольно ради выживания) стая разрывает в клочки. Отвратительное зрелище.
Частые жалобы на "бродячих" собак в мегаполисах обусловлены тем, что никакие они не бродячие, а вполне территориальные и сообща защищают свою территорию, например, жизненно важную для них помойку от бомжей.

А вот еще пример взаимопонимания. Я подробнейшим образом пытаюсь расписать Ньяну СИСТЕМУ МОРАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ. Человек - культурное сообщество - биологический вид - биосфера. Значительная часть этих приоритетов закодирована на генном уровне в силу их природного происхождения. А уважаемая Касабланка декларирует:
QUOTE
Добро - то, что хорошо для меня и, говоря более широко, общества/группы в которой я живу/принадлежу.
Априорных понятий "добро" "зло" не существует.


Мдя... А может ну его на...? Стоит ли вообще пытаться что-то объяснять друг другу? wink.gif
LegLover
QUOTE (Сэр Джимми Джойс @ 27.08.2005 - время: 10:20)
QUOTE
Сьесть печёнку врага- - это "зло"?
А вот у нас, на Папуа- так не считают.....

Стереотипное представление о каннибализме, как о радостоном поедании мяса другого человека несколько неверно. Исследователи, которые жили в племенах каннибалов утверждают, что на самом деле им неприятно это делать и они это признают. Эти проблески сознания в виде отвращения к поеданию себе подобного показывают, что племена эти осознают ужас совершаемого ими. Но так как каннибализм - это ритуальное действо, то они оказываются заложниками своей религии, кстати, находящейся на весьма примитивном, почти животном уровне. Отсюда, отсутствие в этих племенах четких разделений понятий "добра" и "зла", как к примеру, такое не осуждение убийства ради религиозных целей. Мы бы с вами в восторг не пришли от такой "нравственности".

Продолжаешь свою тактику игнорирования аргументов? Ограничусь повтором собственной цитаты:
QUOTE
Иногда правила локального выживания вступают в противоречие с глобальными. Это и порождает всевозможную путаницу и кажущиеся нарушения морали. Так как человеческий интеллект гораздо более лабилен (изменчив) по сравнению с психикой животных, глобальные правила часто замещаются более эффективными локальными, вызывающими внутренний протест. Например каннибализм. Он отнюдь не отменяет таких общечеловеческих достоинств как смелость, щедрость и даже доброта и великодушие. Культура каннибалов точно также включает в себя все эти свойства. Но катастрофический недостаток белка породил "утилитарную" форму отношения к трупам своих врагов. Закопать труп в землю или съесть - это вопрос технический, но потребность в белке диктует особую форму нравственности. Кстати, среди первобытных охотников также существовало представление, что ПОЕДАНИЕ охотничьей добычи - форма искупления за отнятую у жертвы жизнь.
Может быть теперь дискуссия сможет стать предметной?
Сэр Джимми Джойс
LegLover, люди приходят на форум, чтобы высказать свою позицию и она, естественно, может не совпадать с позицией другого. Да, иногда получается базар, но у людей есть потребность просто быть услышанными. Ты же своими категоричными высказываниями отбиваешь охоту диспутировать, потому что с твоим уровнем ответов с тобой никто тягаться не может. И что это за неприглядная ирония к оппонентам:
QUOTE
А вот замечательный образчик логики г. Виста…

Можно проще «образец логики». Без «замечательный» и без суффикса «чик». Ты как бы ставишь логику Виста ниже своей. Это некрасиво.
QUOTE
Что касается любезного сэра Джеймса, то он безусловно мои посты читал, но вот что он пишет:
QUOTE
Есть большая категория нравственных «императивов», которые не вписываются в инстинктивные проявления. Я уже говорил, что корень проблемы непонимания происхождения нравственности лежит в отношении к человеку, как к стадному животному. Надо брать шире.
Но куда может быть шире, чем тезис, выделенный жирным шрифтом? Есть возражения? Нет, возражений нет. Есть просто декларация.

Во-первых, мой пост являлся ответом на пост Аленки. Она обратилась ко мне, я ответил ей. Что я должен был ответить? Суждение сильно отличное от твоего? Но если я примерно так же думаю? Поэтому я повторился и не вижу в этом ничего криминального. Во-вторых, под «шире» я намекаю на духовное составляющее, которое отношу к сфере нематериального. Когда быт устроен, вопрос выживания стоит не так остро, пища есть, свободное время тоже, у человека начинается духовный поиск, самокопание. Ему ведь это не нужно для выживания? И нравственность, помимо обусловленности природными и социальными причинами, обуславливается также этим поиском. У тебя же сказано только про обусловленность «специфическими условиями выживания сообщества». Далее:
QUOTE
Особо порадовал этот фрагмент:
QUOTE
Поэтому вы никогда не встретите безнравственную собаку.

Очень содержательно. Нравственность, как социальная форма выживания, диктует собачкам некоторые неприятные для наблюдения особенности. Защищая свою территорию, обеспечивающую групповое выживание, собаки плохо поступают с чужаками. Если они не считают возможным принять его в сообщество (что иногда случается), то беспомощно поднявшего лапы кверху и лежащего на животе кандидата (он пошел на это добровольно ради выживания) стая разрывает в клочки. Отвратительное зрелище.
Частые жалобы на "бродячих" собак в мегаполисах обусловлены тем, что никакие они не бродячие, а вполне территориальные и сообща защищают свою территорию, например, жизненно важную для них помойку от бомжей.

Опять ирония (черт с ней…) и цитата, выдернутая с корнем из контекста. А ведь в контексте не доказывается нравственность животного, а наоборот опровергается:
QUOTE
Понятие нравственности вообще не применимо к животному, благодаря его инстинктам. Инстинкты проявляются бессознательно, вне зависимости от желания животного. Оно подчинено им. Разве это личная заслуга собаки, что она может быть преданной человеку?

Речь шла о дрессированном животном, а не о диком. То что происходит с собакой при отсутствии дрессуры, я писал:
QUOTE
Собаки не могут дрессировать собак. Они просто собьются в стаи и одичают. 

Кстати, термин «безнравственная собака» ввел в обсуждение не я, а Аленка:
QUOTE
Мне не часто доводилось встречать безнравственных собак. А безнравственных людей - сколько угодно.

Отсюда делаем два вывода: либо ты намеренно прицепился к моему посту, либо сам невнимательно читаешь посты других, выхватывая куски.
QUOTE
А вот еще пример взаимопонимания. Я подробнейшим образом пытаюсь расписать Ньяну СИСТЕМУ МОРАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ. Человек - культурное сообщество - биологический вид - биосфера. Значительная часть этих приоритетов закодирована на генном уровне в силу их природного происхождения. А уважаемая Касабланка декларирует:
QUOTE
Добро - то, что хорошо для меня и, говоря более широко, общества/группы в которой я живу/принадлежу.
Априорных понятий "добро" "зло" не существует.

Мдя... А может ну его на...? Стоит ли вообще пытаться что-то объяснять друг другу?

Стоит ли допускать на форуме любые мнения, несоответствующие нашим ожиданиям, образованию или мировоззрению? Думаю, стоит. Не знаю, как насчет априорных понятий добра и зла, но то, что априорных мнений не существует, это точно. Всегда существуют альтернативные взгляды, даже те, которые могут противоречить здравому смыслу. И форум создан для того, чтобы их высказывать. А уж свое согласие / несогласие с ними нужно держать на привязи, как пресловутую собаку, независимо от того, хочет ли эта собака покусать кого-либо или нет. И не давить на людей своим авторитетным мнением. А то всех разгонишь.
Спасибо.
Сэр Джимми Джойс
Касательно поста о «каннибализме».
В моем посте сделан упор на наличие «зла» в акте каннибализма, в твоем - на наличие оправдания в его совершении. Вист же сомневался именно в наличие «зла»? Я стал опровергать его утверждения. Мог ли Вист сам опровергнуть свои утверждения, просто подумав: а не взглянуть ли мне на посты LegLover’а, вдруг там опровержение моих слов? Нет, по логике вещей, человек будет смотреть на посты-ответы, помещенные после его поста. Так что нет никакого игнорирования аргументов. Есть следование логике.
LegLover
Сэр Джеймс, тема называется Добро и Зло, мы говорим о морали, и ты решил меня ей поучить. Никакого оффтопа. Отвечать буду строго в рамках темы.
Вирт имеет свою мораль. Я даже специальный топик создавал для обсуждения этого вопроса. Недавно уважаемая Крыска опрашивала форумчан на предмет нормативных правил Взрослого, к сожалению, запамятовал, какие предложения были с твоей стороны. Во всяком случае, формальные правила не отменяют моральных аспектов общения в треде.
1 аспект.
ПРАВИЛО №1 (увы, не отраженное формально) гласит: прежде чем постить, прочитать тред. Я так всегда и делаю, какую бы хню мне не приходилось читать. Разумеется темы "опросного характера" типа: нравятся ли вам длинные половые члены? можно и не читать. Написал "нра" или "не нра", а о вкусах как известно не спорят. Но здесь на Взрослом, обсуждаются серьезные вопросы, а для флуда мы можем оттягиваться на болталке.
ПРАВИЛО №2 (тоже моральное). Если в предшествующих постах оппоненты потратили время и силы на то, чтобы привести конкретные аргументы, то следует проявить к ним уважение и, высказывая альтернативную точку зрения, привести контраргументы. Для этого совсем не обязательно на каждого ссылаться, главное, чтобы доводы опровергали ранее высказанное мнение.
А больше ничего и не нужно. Руководствуясь этими 2мя простейшими правилами, участники никогда не превратят тред в бесконечное "на колу мочало - начинай с начала", и никого не обидят.

2 аспект.
Ну, а если эти моральные правила УЖЕ оказались нарушенными, как нам поступить? Можно, конечно, из такого треда сразу уходить. Можно ставить минусы в репки направо и налево. Можно читать бесконечные моральные поучения в теме или оттягиваться в привате.
А можно ограничиться иронией. Если у меня есть основания полагать, что кто-либо из оппонентов нарушил упомянутые правила и проявил таким образом к моей позиции неуважение, я спокойно иронизирую на его счет. Возможно, это не лучший выход. Подскажи лучший, буду тебе весьма обязан.

Что касается логики. Я всегда стараюсь услышать АРГУМЕНТЫ, ищу эти аргументы и всегда настроен на диалог с таким собеседником. Готов всячески поощрять любого оппонента на высказывание любой аргументированной позиции. Но часто люди ограничиваются декларациями и вести с ними конструктивный диалог оказывается невозможно. Наверное, ты прав, и в этом случае вместо попыток "достучаться", нужно просто уходить. Не способен человек ничем подтвердить свою т.з., а услышать чужую не желает. Конечно, не стоит таких "разгонять", лучше уйти самому.


--------------------------

Теперь о добре и зле.
QUOTE
...под «шире» я намекаю на духовное составляющее, которое отношу к сфере нематериального. Когда быт устроен, вопрос выживания стоит не так остро, пища есть, свободное время тоже, у человека начинается духовный поиск, самокопание. Ему ведь это не нужно для выживания? И нравственность, помимо обусловленности природными и социальными причинами, обуславливается также этим поиском.
не нравственность обуславливается этим поиском, а как раз наоборот. Неудовлетворенность своим способом жизни приводит к бесконечным внутренним самокопаниям, обусловленным стремлением восстановить нарушенную систему естественных приоритетов. И эти-то морально нескомпенсированные личности осмеливаются учить других! А "дикарь", находящийся в гармонии с самим собой и с миром, не испытывает нравственных терзаний именно в силу НАЛИЧИЯ этой нравственной гармонии. А вот КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИ НЕГРАМОТНЫЕ миссионеры врываются в его гармоничный мир со своими чужеродными, неадекватными императивами, экспортированными из другой, далекой от его условий выживания культуры. И где они оказываются? Правильно, как ВРАГИ, они подвергаются умерщвлению и последующей утилизации в виде продукта питания. Ну, хотя бы этим они оказывают ему реальную помощь в выживании. За что им спасибо.
angel_hypocrite.gif
Makidon
Мы рождаемя чистыми, мы еще не знаем, что такое добро, а что такое зло... чистый лист...
А далее мы познаем мир... В нас внушают, что хорошо, а что плохо, а дальше, следуя тому, что в нас заложили, мы определяем, что зло, а что хорошо...
Ведь для одних хорошо, а для других плохо... и наоборот...
LegLover
Респект, г. Makidon. angel_hypocrite.gif
Уважаемый сэр Джеймс! Предшествующий пост служит иллюстрацией ко всем моим словам. Если ты не против продолжить конструктивную дискуссию, готов услышать твои аргументы. wink.gif
Царевна
Конечно к себе надо относиться объективно, но многие согласяться что зачастую это не так.
Другого человека можно осудить всегда, а
в своем глазу часто бревна не видем angel_hypocrite.gif
Сэр Джимми Джойс
QUOTE
Сэр Джеймс, тема называется Добро и Зло, мы говорим о морали, и ты решил меня ей поучить.

Нет, учить я тебя не собирался. На Взрослом всегда хватало учителей и без меня.
QUOTE
Вирт имеет свою мораль.

Любая, даже «виртуальная мораль» основывается на общечеловеческих ценностях и не бывает полностью оторвана от жизненных реалий. И, к сожалению, тоже зависит от предвзятого мнения отдельных личностей.
QUOTE
ПРАВИЛО №1 (увы, не отраженное формально) гласит: прежде чем постить, прочитать тред.

Не согласен. Достаточно прочитать первый пост треда, чтобы постить. Ты делаешь попытку навязать свое собственное правило для соблюдения другими.
QUOTE
ПРАВИЛО №2 (тоже моральное). Если в предшествующих постах оппоненты потратили время и силы на то, чтобы привести конкретные аргументы, то следует проявить к ним уважение и, высказывая альтернативную точку зрения, привести контраргументы.

Согласен с проявлением уважения. Но думаю, что касательно аргументов не все так просто. Вот я со своих позиций объявляю посты одних аргументами, других декларациями, третьих еще чем-нибудь (домыслами, например). Чем я руководствуюсь при этом? Своим собственным представлением, какими должны быть аргументы. Дело пахнет субъективной оценкой. И очень хорошо, что это правило неписанное, тогда никто не сможет им воспользоваться для давления. Или может я не прав?
QUOTE
Но здесь на Взрослом, обсуждаются серьезные вопросы

И что, вопросы всегда обсуждались с соблюдением этих двух правил всеми участниками обсуждений?
QUOTE
Ну, а если эти моральные правила УЖЕ оказались нарушенными, как нам поступить?

Все зависит от ответа на предыдущий вопрос. Если это касается подавляющего большинства, то это скорее норма, чем исключение из правил.
QUOTE
А можно ограничиться иронией. Если у меня есть основания полагать, что кто-либо из оппонентов нарушил упомянутые правила и проявил таким образом к моей позиции неуважение, я спокойно иронизирую на его счет.

Я бы подчеркнул «у меня». Потому как считаю, что в определении нарушителей неписанных правил есть только субъективная оценка. Поэтому в данном случае считаю иронию неуместной.
QUOTE
Возможно, это не лучший выход. Подскажи лучший, буду тебе весьма обязан.

Просто не иронизируй. Пример замещения иронии я уже приводил.
QUOTE
Что касается логики. Я всегда стараюсь услышать АРГУМЕНТЫ, ищу эти аргументы и всегда настроен на диалог с таким собеседником… Но часто люди ограничиваются декларациями и вести с ними конструктивный диалог оказывается невозможно… Не способен человек ничем подтвердить свою т.з., а услышать чужую не желает.

Ключевым словосочетанием здесь я подразумеваю «ищу аргументы». Что такое «аргументы» в твоем случае? Цитаты и ссылки на научные труды? Или что-то еще? Потому что пример Makidon’ а мне не показателен. По мне это чистой воды декларация. Ведь чем он подтверждает свою т.з.? Ничем. Но ты почему-то называешь ее «аргументами»… Может просто она соответствует твоим стереотипам?

Продолжаем разговор:
QUOTE
не нравственность обуславливается этим поиском, а как раз наоборот. Неудовлетворенность своим способом жизни приводит к бесконечным внутренним самокопаниям, обусловленным стремлением восстановить нарушенную систему естественных приоритетов. И эти-то морально нескомпенсированные личности осмеливаются учить других!

Контраргумент:
Нравственность обуславливается этим поиском, а не наоборот. Довольство и материальный достаток в жизни приводит к внутреннему самокопанию, обусловленному стремлением помимо тела насытить еще и духовную сферу, в которой происходят процессы обратного развития в результате игнорирования ее при стремлении человека к естественным приоритетам. И только достигнув внутреннего согласия, эти гармоничные личности осмеливаются учить других!
Воланд
QUOTE (LegLover @ 21.08.2005 - время: 16:03)
QUOTE (МУСЕЧКА @ 21.08.2005 - время: 15:52)
А почему ты утверждаешь, что человек уже рождается с такими понятиями? А как же "чистый лист"? Мне кажется, что определения добра и зла, что это такое, так же, как «что такое хорошо, а что такое плохо» человек получает лишь в процессе своего воспитания.

Да нет, конечно. Ни один вид живых существ в природе не получает опыт "с чистого листа". Иначе они бы все сразу погибли. Ребенок после рождения обладает набором алгоритмов, позволяющих ему вести себя "правильно". В том числе и того, что надо избегать (плохого), и того, к чему надо стремиться (хорошего).

Далеко спорный момент. А как насчет детей-"маугли"? Для них это не действует. И здесь не подходит принцип "исключение только подтверждает правило". wink.gif

QUOTE (~Vist @ 27.08.2005 - время: 02:36)
мораль и нравственность - продукт социума...

И только продукт социума. Поэтому уразных народов, в разные исторические периоды понятие зла идобра меняются.
LegLover
QUOTE (Сэр Джимми Джойс @ 28.08.2005 - время: 02:51)
QUOTE
Вирт имеет свою мораль.

Любая, даже «виртуальная мораль» основывается на общечеловеческих ценностях и не бывает полностью оторвана от жизненных реалий. И, к сожалению, тоже зависит от предвзятого мнения отдельных личностей.
QUOTE
ПРАВИЛО №1 (увы, не отраженное формально) гласит: прежде чем постить, прочитать тред.

Не согласен. Достаточно прочитать первый пост треда, чтобы постить. Ты делаешь попытку навязать свое собственное правило для соблюдения другими.
QUOTE
ПРАВИЛО №2 (тоже моральное). Если в предшествующих постах оппоненты потратили время и силы на то, чтобы привести конкретные аргументы, то следует проявить к ним уважение и, высказывая альтернативную точку зрения, привести контраргументы.

Согласен с проявлением уважения. Но думаю, что касательно аргументов не все так просто. Вот я со своих позиций объявляю посты одних аргументами, других декларациями, третьих еще чем-нибудь (домыслами, например). Чем я руководствуюсь при этом? Своим собственным представлением, какими должны быть аргументы. Дело пахнет субъективной оценкой. И очень хорошо, что это правило неписанное, тогда никто не сможет им воспользоваться для давления. Или может я не прав?

Попробуем еще раз сначала.
Мораль (по определению) - это и есть нормативная система отношений, устанавливаемая людьми для успешного решения совместных задач. В общем случае для выживания, а в частном - для достижения любого полезного результата. Полезный результат виртуального общения на Взрослом обсуждался в теме уважаемой Крыски. Все формальные правила, принятые после обсуждения, будут иметь обязательный характер. То есть образуют "юридическую" основу наших отношений. Я же, говорил о моральных правилах, т.е. о таких, которые ПОМОГАЮТ ДОСТИГАТЬ ПОЛЕЗНОГО РЕЗУЛЬТАТА, НО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ К ИСПОЛНЕНИЮ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Так как вирт-мораль в этом отношении ничем не отличается от всех остальных видов морали, будем говорить о правилах, полезных для достижения результата в задачах Взрослого.
Обсуждение длины половых членов не страдает от того, что юзер постит, не читая треда, поэтому в подобных темах такого правила и не нужно. Если же обсуждаются принципиальные вопросы, и целью обсуждения является именно полезный результат, то чтение треда является целесообразным (т.е. моральным).
Но если юзер считает возможным озвучивать свою точку зрения в такой теме в виде деклараций, не сЧИТАЯсь с аргументами других участников, то он таким образом выполняет деструктивную (аморальную) роль. Ирония может сугубо ИМХО (если я не прав, ты меня поправишь) способствовать пробуждению в нем стремления перейти к аргументам, так как делает участие в диалоге эмоцонально значимым, и затрудняет ему возможность игнорировать аргументацию оппонента.
Под аргументами я понимаю как минимум часть фразы, следующую за словами: "потому что...", "так как...", "в связи с тем что..." а если уж оппонент готов привести конкретный пример или тем более дать ссылку на подтвержденные наукой факты, то для меня "это просто праздник какой-то..." wub.gif
Вот я и привел в пример пост уважаемого г. Макидона.
Я пишу жирным шрифтом о ДВУХ СОСТАВЛЯЮЩИХ морали (врожденной и приобретенной), но уважаемый г. Макидон в длинный пост не заглянул, а просто повторил (почти дословно) постик Мусечки, размещенный в начале треда. И никаких аргументов к своей позиции не представил.
Ну, это - фигня, а вот когда компетентный оппонент намеренно игнорирует неудобные для себя факты, оч. огорчительно.

------------------
QUOTE
Контраргумент:
Нравственность обуславливается этим поиском, а не наоборот. Довольство и материальный достаток в жизни приводит к внутреннему самокопанию, обусловленному стремлением помимо тела насытить еще и духовную сферу, в которой происходят процессы обратного развития в результате игнорирования ее при стремлении человека к естественным приоритетам. И только достигнув внутреннего согласия, эти гармоничные личности осмеливаются учить других!
По поводу "обратного развития" ничего не понял, поясни пожалуйста.
Что касается "довольства, приводящего к внутреннему самокопанию" - это оксюморон какой-то! Довольный человек ни в чем копаться не будет. В основе любой мотивации лежит внутренняя неудовлетворенность (т.е. нереализованная потребность). Без такой неудовлетворенности само удовлетворение несуществующей потребности бессмысленно. Ты сам косвенно это признаёшь, употребляя слова "достигнув внутреннего согласия". Именно предшествующая неудовлетворенность и дисгармоничность жизни и толкнула их на это.
По мере изменения материальной составляющей нашей жизни возникает противоречие между этими новыми реалиями и устаревающими догматами и императивами. Невозможность эффективно реализовать алгоритмы взаимоотношений при изменившемся способе жизни приводит к необходимости реформирования идеологии и морали. Иногда довольно болезненного. Что мы и имеем во всей челвеческой истории.
Проблемы "экспорта" культуры особенно остро возникают при "цивилизаторских" амбициях некоторых идеологий. Я привел в пример так называемое "миссионерство". Если признать факт, что европейцы просто напросто колонизировали многие народы, то тогда следует рассматривать деятельность миссионеров, как средство сломать традиционные культурные устои (включая адекватную мораль) и навязать альтернативную культуру, которая соответствует ВНЕДРЯЕМОМУ альтернативному способу жизни.
Если вычистить собственную культуру из головы человека и заместить ее ИНОЙ, то он будет лишен возможности выживать собственным способом и окажется в полной зависимости от "цивилизаторов". В этом и заключена основная причина ненависти к культурным агрессорам и навязыванию ими инородной культуры.
LegLover
QUOTE (Уицраор @ 28.08.2005 - время: 12:13)
А как насчет детей-"маугли"? Для них это не действует. И здесь не подходит принцип "исключение только подтверждает правило". wink.gif

Если ты читал мои посты и посты Аленки, то ты наверное обратил внимание, что мы писали о РАЗВИТИИ.
Грубо говоря, личность любого человека и животного строится точно так же, как строится дом. Если не сделан фундамент, стены построить невозможно, а если нет стен, не на что укладывать крышу.
В организме работает известная генетическая программа и одни рефлесы и инстинкты возникают в нужный момент и развиваются только после других. Все это очень подробно описано в специальной литературе.
Социальные отношения возникают с учетом генетических особенностей на базе уже очень многих других свойственных человеку врожденных форм поведения и являются в этом смысле одими из самых уязвимых.
Так что основная проблема детей Маугли состоит в том, что в них отсутствует фундамент и до реализации более сложных поведенческих комплексов дело просто не дошло.

Что касается детей-олигофренов, то, не смотря на явные дефекты развития многие нравственные качества в них присутствуют, и такие чувства, как доброта, сочувствие, дружба и даже любовь им вполне присущи.

Пи.Си. Все сказанное не отменяет наличия ПРИОБРЕТЕННОЙ нравственной составляющей.
Сэр Джимми Джойс
To LegLover:
Я понял, что мы с тобой говорим о разном, поэтому не понимаем друг друга. Один про Фому, другой про Ерему…
Ты мне доказываешь, что миссионерство имеет негативную роль в истории, а я с тобой не спорю и вообще миссионерство в расчет не беру. Меня интересует не историческое формирование нравственности (нет, ну интересно конечно…), а психологическая основа в формировании нравственности на индивидуальном уровне. Что заставляет человека повышать свой личный нравственный уровень? Согласен, внутренняя неудовлетворенность. Чем? Ты говоришь, что невозможностью «эффективно реализовать алгоритмы взаимоотношений». Но реализация отношений у человека, занятого внутренним поиском, может оставаться на прежнем уровне. Пример: человек, видный бизнесмен, с хорошей зарплатой и устойчивым положением в бизнесе, имея любящую супругу и здоровых детей, вдруг, перестает быть счастливым в этой жизни и задумывается о смысле жизни и о Боге. И первым шагом его внутреннего преобразования становится шефство над детским интернатом; отныне значительную часть своих доходов он перечисляет на нужды этого заведения. Жена и родственники в ужасе, но он настаивает на своем меценатстве исходя из нового представления о морали. В конце концов окружающие смиряются и даже начинают помогать ему в этом деле.
Так вот. Что мешало этому бизнесмену тратить все деньги на свою замечательную семью и жить себе припеваючи? Какая внутренняя неудовлетворенность мучила его, когда вокруг него был достаток, материальное довольство и любимая семья? Вот такой оксюморон. Кстати, подобное происходило и с принцем Сидхартхой…
Я считаю, что это связано как раз с тем, что при определенном уровне довольства в человеке реализуется новая «программа», которая обнаруживает в его существе еще один мир – внутренний, у которого тоже есть свои нереализованные потребности. Но откуда они возникают? Ты прав, говоря, что «удовлетворение несуществующей потребности бессмысленно». А можно ли внутренний мир человека назвать существующим, имеющим бытие? Я лично сомневаюсь, что этот мир бытийный, он скорее абстрактный, хотя это не отменяет его наличия у человека. Отсюда необходимо понять, почему абстрактные потребности человека требуют сатисфакции. Любая материалистическая позиция не способна придать «смысл» этим духовным запросам, а вот поиск смысла в самом абстрактном мире может дать ответ. Придя в результате этого поиска к осознанию Высшего Начала, человек начинает искать новые нравственные императивы, для взаимодействия уже с этим Началом, а не только с людьми. Это взаимодействие носит абстрактный характер, но оно приносит наибольшее моральное удовлетворение, чем материальный достаток. Именно поэтому в нравственном законе семитов десять пунктов, а не шесть. Первые четыре регламентируют отношения с Высшим Началом (!) и мораль остальных шести является производной (!) этих четырех. Если же сосредотачивать свое внимание только на второй (подчиненной) половине этого нравственного закона (что мы наблюдаем в материалистической позиции), то мы лишаем этот закон крепкого фундамента, который начинает трещать по швам. Материальное довольство начинает преобладать над духовной составляющей и происходит процесс обратного развития, который в библии описан, как «Забыл Меня народ Мой…». Имеется ввиду, что обратное развитие возможно, когда уже имеется накопленный духовный опыт.
Очень извиняюсь, что касаюсь темы религии, но иначе мою позицию не объяснить.
Так вот. По логике моих суждений, если фундаментом естественной морали является абстрактная мораль, тогда в вопросе о первичности материи или сознания первое место отдаем сознанию. Правда так мы уже переходим к не менее спорному вопросу о креационизме.

Далее. До сих пор никто не объяснил однозначно, что такое совесть. Были попытки объяснить это комплексом родительских запретов, однако наблюдение подсказывает, что воспитание не является единственным фактором, составляющего «внутренний голос» человека. Пример, когда в атеистической семье ребенок со школы становится верующим, начинает служить при церкви и успешно борется с атеизмом родителей, несмотря на все их старания отвратить его от этого. Здесь происходит воспитание наоборот. Его собственный «голос» совести оказался сильнее родительских установок, заложенных в нем, а его сила духа изменила взгляды его родителей и многих его школьных друзей. Сейчас это очень успешный человек, имеющий два высших гуманитарных образования и раздумывающий о принятии священного сана.
Так вот, я считаю, что совесть – это та самая «программа», заложенная в нас на уровне, отличном от генетического. Для материалиста подобное кажется казуистикой. Но я уже писал о неспособности материалистической позиции придать «смысл» духовным потребностям человека. В практическом воплощении такая казуистика приносит добрые плоды.
И подводя итоги сказанному, говорю, что совесть является как раз тем мерилом добра и зла, о котором тут вопрошали. А уж кто как прислушивается к ее голосу, зависит от самого человека. Правда, мерило мерилом, а свободу воли никто не отменял.
QUOTE
Ну, это - фигня, а вот когда компетентный оппонент намеренно игнорирует неудобные для себя факты…

Спасибо, друг, за компетентного оппонента. Неудобным фактом я мыслю материалистическую позицию, которая выдвигает примат материи над сознанием. Сам понимаешь, что конструктивный диалог между двух позиций будет затруднен, как невозможно футболисту и баскетболисту играть в одну игру, где каждый играет по своим правилам.
Ты строишь свои рассуждения исходя из одних мировоззренческих основ, я из других. Поэтому мы спор про Давида не довели до конца. И чЁ нам делать?
LegLover
А это зависит от исходной посылки. Если ты полагаешь, что свои знания и видение проблем я просто насобирал в научных книжках, то это - не так. Моя работа в нейрофизиологии, а потом в церкви, с которой я попрощался, была обусловлена стремлением понять то, что в религии принято называть "истиной". Есть же некоторые люди (их достаточно много), которые ничего не ищут. Кто-то из философов назвал В.И.Ленина "человеком с истиной в кармане". Зачем спорить и стремиться убедить кого-либо, если у тебя есть то, что лежит в твоем собственном кармане? Например идея Бога. "Читайте Библию - в ней все сказано". Нашел подходящую цитату и спор исчерпан. Если ты исповедуешь принцип Достоевского: "лучше быть со Христом, чем с истиной", то повторять друг другу традиционные аргументы сторонников и противников канонической религии никакого смысла нет.
Однако вот что интересно. Размышляя о природе добра и зла, я не смог найти никаких культурных феноменов, выходящих за рамки концепции "оптимального выживания". Разумеется с учетом "алгебры приоритетов", о которых я подробно писал Фрику и о которых ты совсем не упоминаешь, ибо они решают все твои "проклятые" вопросы. В том числе и все аспекты кажущихся противоречий между личным интересом и нравственными императивами.
Вот ссылочки на эти посты:
http://www.sexnarod.ru/index.php?showtopic...dpost&p=1093345
http://www.sexnarod.ru/index.php?showtopic...dpost&p=1093583
http://www.sexnarod.ru/index.php?showtopic...dpost&p=1093887
Привлечение для обоснования нравственности идеалистических категорий оказывается избыточным. Этот факт сам по себе не отменяет идею "высшего разума", недоступного человеческому интеллекту, но делает его ненужным для объяснения нравственности. Говоря простым русским языком, "бог-то - бог, да сам не будь плох". Поэтому твоя искренняя вера может с тобой же и остаться, но обожествлять нравственность становится так же излишне, как обожествлять табуретку.
Кстати, можешь меня поздравить. Я являюсь материалистическим идеалистом, так как искренне полагаю, что основы нашего бытия лежат вне материи, но реализоваться могут только посредством материальных объектов и отношений между ними.
Если ты обнаружишь в моем видении нравственности какие-либо пробелы, убедительная просьба указать мне на них. Я постараюсь скорректировать свою точку зрения.

Страницы: 1[2]34

Архив форума Серьезный разговор -> Добро и Зло





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Проститутки-индивидуалки Москва