Warning: reset() [function.reset]: Passed variable is not an array or object in /var/www/vhosts/ronl/sxn/www/sources/StaticTopic.php on line 601

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/vhosts/ronl/sxn/www/sources/StaticTopic.php on line 602
Архив форума Серьезный разговор, Цивилизация и нравственность, синонимы или антонимы?, QUOTE (Пухлый @ 17.11.2005 - время: 13:23) Безнравственно убийство, а не терроризм. Позвольте...убийство уб
Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


Цивилизация и нравственность

Текстовая версия форума: Архив форума Серьезный разговор



Полная версия топика:
Цивилизация и нравственность -> Архив форума Серьезный разговор


Страницы: 1[2]3


Как влияет цивилизация на нравственность?

Всего голосов: 0


Дама
QUOTE (Пухлый @ 17.11.2005 - время: 13:23)
Безнравственно убийство, а не терроризм.

Позвольте...убийство убийству рознь.
Можно убить кучу детей в Беслане и это безнравственно, ибо во всех религиях и социальных кругах безнравственно прикрываться детьми.
А можно убить этих террористов. И это уже не безнравственно.



QUOTE
идея народовольства была подведена под нравственность, честь и совесть.

перевожу - для достижения всеобщего благоденствия возможен террор и расходный материал в виде царя и прочия. И для приверженцев этой идеи это нравственно.



Steshs
QUOTE (Дама @ 17.11.2005 - время: 11:05)
Терроризм - это не безнравственность. Терроризм это способ добиться высшей цели любым путем. И если вам их высшая цель не кажется такой уж высшей, то это еще не повод говорить о безнравственности терроризма. На войне все способы хороши.

А идея народовольства была подведена под нравственность, честь и совесть.

Да ни фига это не способ добиться цели...Какая там цель-у этих тупых обкуренных фанатичных людей? Доза героина??????
Терроризм-просто садизм,по моему,демонстрация животной силы...выползти как крыса из темноты и помучить!!!! При чём-мучают не эти пешки-наркоши-камикадзе,а Те...что стоят за ними))) И с их сильной позиции-это НРАВСТВЕННО...у них СВОЯ нравственность-тот,кто силён...тот и нравственен...
Дама
Почему при слове терроризм вы сразу вспоминаете современный российский.
А в Ирландии?

Цивилизация популизирует терроризм. И смотря как этот терроризм препадать: банда ублюдков или борцы за свободу.
Но сама цивилизация не влияет на терроризм.

Но в данном случае говорить о бытовых вещах. О соседке тете Кати или о дальных родственниках.
Funny Child
QUOTE (Steshs @ 17.11.2005 - время: 13:56)
Забавный какой вопрос.. А что такое нравственность???

Вообще-то, он не забавен. Он совершенно конкретен. И ответ есть в любом словаре. Я об этом сказал в самом начале треда. Дело в том, что всё то, за счет чего люди выживают конкретным способом называется "культурой". Материальные ценности (одежда, жилье, пища и т.д.) назывется материальной культурой, а их духовные ценности - соответственно духовной.) Нравственность - это важнейшая часть духовной культуры и представляет из себя совокупность неформальных норм человеческих отношений. А формальные нормы - это уже юриспруденция (т.е. законы).
Если тебе этот вопрос интересен, посмотри, пожалуйста вот эту темку в архиве.
Багги_Ra
Терроризм - не безнравственность? Однако... Впрочем, у всех свои мысли...

Я заговорила о терроризме, как о явлении, невозможном в доклассовом обществе. Иными словами, связь очевидна - чем выше уровень развития цивилизации, тем уродливее и грубее следствия безнравственности - ЛИЧНОЙ! Всегда и во всем ЛИЧНОЙ, ибо не государство, не народ берут в руки оружие, а КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Странно, что кто-то в этом сомневается, и разделяет понятие нравственности на какие-то разделы...
188
QUOTE (Багира-В @ 18.11.2005 - время: 00:04)
Терроризм - не безнравственность? Однако... Впрочем, у всех свои мысли...

Я заговорила о терроризме, как о явлении, невозможном в доклассовом обществе. Иными словами, связь очевидна - чем выше уровень развития цивилизации, тем уродливее и грубее следствия безнравственности - ЛИЧНОЙ! Всегда и во всем ЛИЧНОЙ, ибо не государство, не народ берут в руки оружие, а КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Странно, что кто-то в этом сомневается, и разделяет понятие нравственности на какие-то разделы...

И тем не менее, как бы это не казалось странным... существуют понятие "личное мнение" и понятие "общественное мнение"; понятие "разум" и "коллективный разум"... почему же Вы не допускаете логического следствия - разницы между пониманием нравственности обществом и индивидуумом? А ведь собственный взгляд на нравственность подразумевает и отличную от общепринятой модель поведения... не станете же Вы утверждать, что терроризм - общепринятая модель поведения индивидуумов, живущих в условиях западной цивилизации?
Багги_Ra
188, нет, не стану :) Просто мне ближе простой человеческий взгляд на проблему нравственности-безнравственности, нежели этакий отрешенный взгляд политолога, социолога, политика...
Как мне кажется, не цивилизация делает человека безнравственным (террористом, например), а САМ человек. Цивилизация лишь создает условия, а от личности зависит, принять их как руководство к действию, или воздержаться... Обсуждение темы мне интересно исключительно в данном аспекте :)
188
А в таком случае, наши позиции не тождественны, но близки:
QUOTE (188@17.11.2005 - время: 03:26)
Таким образом, основываясь на данном конкретном примере, я бы не стал утверждать, что цивилизация способна порождать конфликты "в себе"... фактором нестабильности я считаю личность, способную генерировать разрушительные идеи... причем способность эта присуща личности от "сотворения мира".

QUOTE (Багира-В@18.11.2005 - время: 02:44)
Как мне кажется, не цивилизация делает человека безнравственным (террористом, например), а САМ человек. Цивилизация лишь создает условия, а от личности зависит, принять их как руководство к действию, или воздержаться...

drinks_cheers.gif
Unicorn
QUOTE (Багира-В @ 18.11.2005 - время: 05:44)
...мне ближе простой человеческий взгляд на проблему нравственности-безнравственности, нежели этакий отрешенный взгляд политолога, социолога, политика...

Мне тоже :)

QUOTE
Как мне кажется, не цивилизация делает человека безнравственным (террористом, например), а САМ человек. Цивилизация лишь создает условия, а от личности зависит, принять их как руководство к действию, или воздержаться...

С другой стороны, довлеющий фактор влияния общественных установок на личность нельзя сбрасывать со счетов. Пример с тем же террористом. Мусульманские боевики выглядят безнравственными для европейца; однако их поведение абсолютно оправдано идеологией ваххабизма. Умереть в бою с неверными - честь, убить неверного - высоконравственный поступок, подвиг. Если учесть, что маленьких детей воспитывают именно в таком ключе, а в ваххабитских семьях смерть несовершеннолетнего сынишки, загубившего нескольких белых и взорвав себя связкой гранат на теле, празднуется всем миром (ещё бы - он ведь в рай попал!), то станет понятным, что имеется в виду.

Этот пример показывает, что относительная нравственность может довольно существенно корёжить мозги индивидууму. Чтобы освободиться от такого влияния, необходима очень серьёзная работа над собой. Вот только создаёт ли общество мотивацию для такой работы?
Дама
QUOTE (Unicorn @ 18.11.2005 - время: 08:37)
Этот пример показывает, что относительная нравственность может довольно существенно корёжить мозги индивидууму. Чтобы освободиться от такого влияния, необходима очень серьёзная работа над собой. Вот только создаёт ли общество мотивацию для такой работы?

во-оооот то, о чем так давно сказали "большевики"

QUOTE
Нравственность - это семья, воспитание, положительный пример родителей.
Если родители не занимаются воспитанием нравственности у ребенка, то этим будет заниматься цивилизация. Но и тут ребенок сравнивает предлагаемые цивилизацией нравственные устои и семейные нравственные ценности. Если с психикой у ребенка нормально, то он отделит зерна от плевел.



Поэтому надо обсуждать не политически-религиозный, а бытовой вопрос. О российском молодом поколении. Но опять же все относительно. Раньше было безнравственно выходить замуж недевственницей, потом стало безнравственно иметь много половых партнеров до свадьбы, а сейчас безнравственно жениться не пожив гражданским браком с 5-10 партнерами.
Unicorn
Дама, а ведь родители тоже в воспитании детей не с нуля исходят. Они в той же степени не свободны от завоеваний или огрехов окружающего общества. Родители-ваххабиты воспитывают детей в духе готовности к жестокой борьбе с неверными. Родители-коммунисты - в духе светлых идей марксизма и классовой борьбы. Родители-буддисты - в духе ахимсы, тотального ненасилия, при котором даже насекомое убить - жесточайшее преступление...

Так что спектр получается очень широкий.
Дама
похоже, что скоро у меня будет девизом пословица про попа и попадью.

Давайте тогда сузим круг обсуждаемой проблемы до города Москвы и ее христианско-атеистической прослойки.

Иначе говорить не о чем. нравственность относительна.
Unicorn
QUOTE (Дама @ 18.11.2005 - время: 14:03)
похоже, что скоро у меня будет девизом пословица про попа и попадью.

Почему бы не поставить эту пословицу в подпись? no_1.gif

QUOTE
Давайте тогда сузим круг обсуждаемой проблемы до города Москвы и ее христианско-атеистической прослойки.

Я думаю, надо спросить у зачинателя темы, в каком ключе он хотел бы вести обсуждение. Если мы обсуждаем конкретные события и явления внутри нашего общества, мы вправе осуждать или поддерживать их с точки зрения относительной нравственности, выработанной в нашем социуме. Если же мы затрагиваем ситуации, в которых сталкиваются несхожие менталитеты (как в случае с мусульманскими фундаменталистами), то нам не избежать рассмотрения ИХ нравственных устоев - в противном случае наш взгляд будет весьма ограниченным и тенденциозным.

QUOTE
Иначе говорить не о чем. нравственность относительна.

Смотря какая нравственность. Я усматриваю наличие в мире абсолютной нравственности (см. мой пост об этом в начале этой странички).
Пухлый
QUOTE (Дама @ 17.11.2005 - время: 13:56)
Позвольте...убийство убийству рознь.
Можно убить кучу детей в Беслане и это безнравственно, ибо во всех религиях и социальных кругах безнравственно прикрываться детьми.
А можно убить этих террористов. И это уже не безнравственно.



Вот именно. Пока государство официально признает убийство небезнравственным (в определенных случаях), сложно требовать от граждан уважения к жизни другого человека.
Дама
QUOTE (Unicorn @ 18.11.2005 - время: 11:41)
Я усматриваю наличие в мире абсолютной нравственности (см. мой пост об этом в начале этой странички).

Еще раз прочла и еще раз не соглашусь.
Нет всеобщей нравственности. Есть религиозная нравственность, светская нравственность, военное понятие чести(раньше было... хотя возможны варианты).


Вот Пухлый считает, что любое убийство безнравственно. А Я так не считаю, убить Чикатилу - это нравственно. Усыпить безнадежно больную собаку - нравственно, пристрелить лошадь сломавшую ногу - нравственно, убить человека который посягает на твою жизнь или жизнь твоих детей - нравственно.


И это не плод цивилизации. Это воспитание и мировозрение. На который цивилизация не повлияла.
Unicorn
QUOTE (Дама @ 18.11.2005 - время: 15:17)
Нет всеобщей нравственности. Есть религиозная нравственность, светская нравственность, военное понятие чести(раньше было... хотя возможны варианты).

Меня заинтересовало в этом посте разделение светского и религиозного. Этим разделением как раз и характеризуется исторически ориентированное общество. В традиционных обществах всё абсолютно синкретично - человек ничем не отделён от Бога (или Богов), и вся его жизнь пронизана сосуществованием с ним (с ними), стремлением быть единым с высшим началом.

Беда нашей цивилизации (имеется в виду западная, технократическая цивилизация) заключается, на мой взгляд, в том, что мы это единство утеряли. Поэтому, прийдя к неутешительному выводу, что наши нравственные устои несовершенны, мы пытаемся выработать насильственные механизмы, такие как закон, государство, психологическая помощь и т.п., чтобы как-то урегулировать жизнь в обществе. Но вряд ли это возможно, если не будет прорыва в человеческом сознании - хотя ясно, что такого прорыва не будет, если западная цивилизация будет обособлять себя от всех и вся.

Об абсолютной нравственности - особый разговор. Возможно, его не стОит поднимать в этой теме, коротенько скажу только одно: религиозное, или точнее - духовное чувство заложено в каждом человеке. Просто одни это ищут, а другие - нет. Тех, кто ищут и находят, и - более того - пытаются распространить свои знания на других людей с целью помочь им обрести истинный смысл существования - мы называем святыми. Вот такие люди и являются носителями абсолютной нравственности.

QUOTE
Вот Пухлый  считает, что любое убийство безнравственно. А Я так не считаю, убить Чикатилу - это нравственно. Усыпить безнадежно больную собаку - нравственно, пристрелить лошадь сломавшую ногу - нравственно, убить человека который посягает на твою жизнь или жизнь твоих детей - нравственно.

И это не плод цивилизации. Это воспитание и мировозрение. На который цивилизация не повлияла.

Я предполагаю, что Вы слово "цивилизация" наделяете априори негативными чертами (поправьте, если я ошибаюсь). В то же время Ваше воспитание и мировоззрение сформировались не сами по себе, а под воздействием той самой цивилизации, представителями которой мы с Вами являемся. Принцип "око за око, зуб за зуб", который Вы поддерживаете, очень характерен для постсталинистского российского общества; именно в силу этого в России никак не отменят смертную казнь. Живи Вы в Европе, у Вас наверняка был бы иной взгляд на эту проблему. Хотя - Европа тоже очень разная...
Funny Child
QUOTE (Unicorn @ 18.11.2005 - время: 11:41)
Я думаю, надо спросить у зачинателя темы, в каком ключе он хотел бы вести обсуждение. Если мы обсуждаем конкретные события и явления внутри нашего общества, мы вправе осуждать или поддерживать их с точки зрения относительной нравственности, выработанной в нашем социуме. Если же мы затрагиваем ситуации, в которых сталкиваются несхожие менталитеты (как в случае с мусульманскими фундаменталистами), то нам не избежать рассмотрения ИХ нравственных устоев - в противном случае наш взгляд будет весьма ограниченным и тенденциозным.

Юни, а я не вижу здесь никаких противоречий. Просто некоторые, говоря о "нравственности", забывают добавить к ней местоимение "моя". А если этого не забывать, то всё обсуждение выглядит очень логично.
Что касается путаницы между "индивидуальной" и "коллективной" нравственностью, то эта проблема очень легко снимается, если вспомнить о том, что речь идет о выживании.
Так как все отношения направлениы в конечном итоге на эту цель, то выстраивается жесткая иерархическая система:
человек - сообщество - вид - биосфера. Вот именно по этой шкале и ранжированы все моральные ценности.
Абсолютно безнравственный человек не учитывает в своих действиях ничего, кроме своих собственных интересов. Т.е. он руководствуется в отношениях с другими людьми 1 уровнем. Такого человека принято называть эгоистом. В строгом смысле этого слова. Хорошо это для него или плохо? На первый взгляд хорошо, потому что позволяет достигать результата простейшим способом. Но парадокс состоит в том, что человек - существо социальное, и многих целей можно добиться только совместно с другими людьми. Так возникает сообщество, в котором люди практикуют общий для всех способ жизни. Внутри такого культурного сообщества складывается своя "локальная" (а вовсе не абсолютная или относительная) нравственность. Простейший пример - криминальная субкультура. Ее мораль имеет самоназвание "понятия". Т.е. человек, исповедующий криминальную мораль живет "по понятиям".
Однако, существуют и универсальные моральные принципы, обеспечивающие выживание вида в целом. Так как на уровне биологического вида работают уже генетические механизмы, они определяют многие врожденные формы отношений. Такие императивы религиозные люди обычно абсолютизируют.
Ну и, конечно, самый высокий уровень нравственности - это стремление сохранить жизнь на Земле. В этом смысле человеческий вид должен рассматриваться не изолированно, а во взаимоотношениях со всеми остальными видами.
Обратите внимание, что нравственные проблемы возникают именно тогда, когда императивы различных уровней противоречат друг другу. Когда личные интересы вступают в конфликт с интересами сообщества, или когда интересы различных сообществ не совпадают. Человек считается тем более нравственным, чем более высоким уровнем в этой иерархии он руководствуется. Классический пример, когда человек жертвует своей жизнью, ради интересов сообщества. Это называется подвигом.

Так что с этой точки зрения, я готов поддержать любой уровень обсуждения, какого захотят придерживаться участники треда. Но в конечном итоге придется рассмотреть всю эту иерархию.
Дама
QUOTE
мы пытаемся выработать насильственные механизмы, такие как закон, государство, психологическая помощь
Естественно, став в массе своей безбожниками люди начали выдумывать заповеди молодого коммуниста, которые не особо отличаются от библейских.
Государство создало УК и это всего лишь карательно-сдерживающий фактор.
У кого в голове нет понятия, что воровать безнравственно, того не остановит ни УК, ни бог.

QUOTE
Тех, кто ищут и находят, и - более того - пытаются распространить свои знания на других людей с целью помочь им обрести истинный смысл существования - мы называем святыми

Я бы все же назвала таких людей миссионерами.
Святой слишком двоякое понятие. Провославные святые все мученники. И не все они что-то сделали для человечества...
QUOTE
Принцип "око за око, зуб за зуб", который Вы поддерживаете, очень характерен для постсталинистского российского общества

Ну, чтож так близко...можно еще с неандертальцем сравнить.
У вас вера другая... всепрощающая и вселюбящая. Я атеист. И у меня есть нравственные принципы через которые я не переступлю. Но эти принципы не всегда могут совпадать с вашими. О чем я и говорю последние три листа.

Unicorn
QUOTE (Дама @ 18.11.2005 - время: 16:18)
QUOTE
Тех, кто ищут и находят, и - более того - пытаются распространить свои знания на других людей с целью помочь им обрести истинный смысл существования - мы называем святыми

Я бы все же назвала таких людей миссионерами.
Святой слишком двоякое понятие. Православные святые все мученники. И не все они что-то сделали для человечества...



Ну тут, как говорил Карлсон, "мало ли кто что сказал". Церковь - это организация простых смертных, которые могут запросто заблуждаться. Под святыми я подразумеваю не тех, кто объявлен таковыми некими конфессиональными организациями, а тех, кто по-настоящему являются носителями абсолютной нравственности. Как это проверить - кто истинный, а кто ложный - уже несколько другой вопрос...

А слово "миссионер" тоже какое-то неловкое. Британские миссионеры в Индии и Австралии таких дел наделали, что слово приобрело негативный смысл... Но как назвать - дело вкуса...
QUOTE
QUOTE
Принцип "око за око, зуб за зуб", который Вы поддерживаете, очень характерен для постсталинистского российского общества

Ну, чтож так близко...можно еще с неандертальцем сравнить.

Ради Бога, не обижайтесь! Этой фразой я попытался проиллюстрировать, что в наших суждениях, стремлениях и принципах мы все не свободны от окружения, в котором живём, от наследия прошлого и реалий настоящего. Потому несколько самонадеянно считать своё мировоззрение обособленным. Всё-таки мы стоим на плечах гигантов, и от этого при всём желании никуда не деться.

QUOTE
У вас вера другая... всепрощающая и вселюбящая. Я атеист. И у меня есть нравственные принципы через которые я не переступлю. Но эти принципы не всегда могут совпадать с вашими. О чем я и говорю последние три листа.

Не спорю с этим - детали могут разниться. Но уверен, что ни я, ни Вы не обидите невинного ребёнка, не выгоните свою больную мать из дома, не станете крошить головы представителей "чужой" расы железными прутьями. И это роднит нас с Вами и показывает, что нравственный фундамент, на котором мы все стоим, единый. В людях гораздо больше общего, чем они сами думают об этом.
Дама
QUOTE
нравственный фундамент, на котором мы все стоим, единый..
Вывод: цивилизация не влияет на нравственность в целом, она влияет на конкретного внушаемого человека
Funny Child
QUOTE (Дама @ 18.11.2005 - время: 15:09)
QUOTE
нравственный фундамент, на котором мы все стоим, единый..
Вывод: цивилизация не влияет на нравственность в целом, она влияет на конкретного внушаемого человека

Дама, у меня такое впечатление складывается, что вы некоторых постов в теме вообще не читали. Я достаточно простыми словами объяснил вам, как связаны нравственность и цивилизация, и если вы с общепринятой точкой зрения не согласны, попробуйте ее опровергнуть. angel_hypocrite.gif
Я с интересом познакомлюсь с вашей аргументацией. wub.gif

Пи.Си. Если что-то непонятно в моих постах, вы не стесняйтесь, спрашивайте, с удовольствием отвечу. wink.gif
Unicorn
Фанни, я надеюсь, ты понял, что я не являюсь сторонником исключительно научного или исключительно религиозного познания мира. Мне действительно кажется, что каждый из методов познания - и научный, и духовный, - имеют свои границы применения, и в целом эти границы друг с другом мало пересекаются. Потому мне представляется важным достижение баланса между двумя этими методами познания.

Дело в том, что начиная с некоей исторической точки маятник человеческого сознания перестал достигать середины и регулярно впадал в крайности. В эпоху глухого средневековья на Западе религиозный догмат главенствовал над наукой, что привело к отставанию научной мысли Запада от своих восточных собратьев. Начиная с эпохи Возрождения догмат уступил место науке, но своим господством научный метод постепенно вытеснил религиозное сознание из умов людей. В результате мы утеряли очень важный элемент, который содержится в любой культуре, обозначаемый словом табу. Именно система табу, выработанная многовековым опытом цивилизации, обеспечивает то самое благоприятное выживание вида, о котором мы ведём речь. Причём под табу подразумевается не императивный запрет, а вполне естественный элемент НЕсоприкосновения с вещами, которые не благоприятны для вида. Этот элемент заложен в сознании любого представителя традиционного общества, и именно этот элемент вследствие безудержного развития эго представителями техногенного общества утрачен.

Именно поэтому нам кажется, что границ научного познания не существует, и мы вновь и вновь пытаемся постичь то, что не предназначено для постижения нашими умами. Именно поэтому мы, мня себя хозяевами природы, совершаем действия, не совместимые с её законами. Этот комплекс заблуждений и поставил нашу цивилизацию на грань гибели.

Альтернатива, как мне кажется, заключается не в тотальном переходе от научного метода познания к религиозному - в пределе это может обернуться мракобесием, подобным средневековому. С другой стороны, непродуктивность нынешнего способа экспансиии окружающего мира Homo Sapiens очевидна и с научной, и с духовной точки зрения. Поэтому важно верно расставить приоритеты - прежде всего отказаться от антропоцентризма в мировоззрении западной цивилизации. Без духовных знаний (именно знаний, а не догматов) это сделать невозможно. Более того - религиозная составляющая западного общества догматична по сути, ибо история христианства показывает, что (не побоюсь этого слова) доказательная база необходимости расстановки приоритетов была утеряна - последовательная духовная практика из обихода религии практически исчезла. Именно поэтому мне представляется очень важным изучение духовных методов Востока, который ухитрился сохранить эти методы в практически неизменном состоянии. Мне представляется также очевидным и тот факт, что эти духовные методы позволят человеку в перспективе (возможно - в очень близкой) построить нетехническое общество, которое, являясь результатом сознательной духовной эволюции человечества, ставило бы своей целью не конкуренцию с природой, а сосуществование, более того - единство с ней. Те же блага, которые приносит нам техногенная цивилизация в ущерб целостности биосферы, со временем вполне могут быть компенсированы за счёт развития способностей самого человека. Если мы обратимся к опыту Востока, то наверняка отметим положительное влияние духовных практик на здоровье; уверен, что это далеко не единственный положительный фактор.

Написал много слов - если будет нужно что-то описать более подробно, с удовольствием это сделаю.
Эрт
Говоря о научном и религиозном подходе в познании мира, хочу заметить, что это не противоположности. Богословие, теология - это науки. И в научном поиске без веры не обойтись.

Можно говорить о материалистическом и духовном познании мира. Но тогда тоже нужно оговориться, что понятия духовности и религиозности совсем не тождественны. Осуществлять духовный рост можно и не в рамках каких-то конкретных религий (Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Я. Бёме, Г. И. Гурджиев, Раджниш, К. Кастаньеда и т. д.) К их деятельности можно относиться по-разному, но свой духовный путь они осуществляли не опираясь на догматы той или иной религии. В тоже время многократно уже обсуждались действия религиозных организаций и отдельных верующих, которые духовным ростом ну никак назвать нельзя.

Да, нравственность нужна и человеку, и человечеству. Но не будем забывать, что конкретная нравственная норма имеет отношение только к конкретной культуре, конкретной исторической эпохе, конкретной ситуации и т. д. На войне убивать врагов очень даже нравственно. Другой вопрос, что мы обычно склонны объявлять собственные ценности и нормы всеобщими и вечными. Но это наши проблемы, а не этих норм.

Человечество изобрело много игрушек и не только в технической сфере, которыми так и не научилось управляться. И антропоцентризм одна из них. Уберём его и что получим? Что поставим в центр мироздания? Амёбу, водоросль, морскую свинку? Антропоцентризм, это не только гедонизм и общество потребления, это ещё и ответственность перед той же природой и собственными потомками. Может лучше начать учиться управляться со сложными вещами, а не отбрасывать их только потому, что они могут приносить вред.
Unicorn
QUOTE (Эрт @ 08.01.2006 - время: 22:44)
Можно говорить о материалистическом и духовном познании мира. Но тогда тоже нужно оговориться, что понятия духовности и религиозности совсем не тождественны. 

Очень верная и необходимая оговорка. Именно поэтому во всех своих постах я всегда разделяю духовное и религиозное. В моём понимание религиозное есть комплекс догматов, не подтверждаемых практикой и принимаемых на веру. Слежует, однако, указать, что в том же любимом мной индуизме понятие шраддха - "вера" - появилось исторически гораздо позже, нежели понятие джняна - "знание". Йогические школы НЕ ПРИЗЫВАЛИ к вере, они аппеллировали к духовно-практическому опыту, получаемому индивидуально и приносящему интерсубъективные результаты. Понятие же "вера" появилось в тех системах, которые либо предлагали последнюю в силу определённых особенностей личности (в "Бхагавад-Гите" говорится, что йогический путь сложен, потому для тех, кто не силён духом, остаётся априорная вера и любовь к Божеству как альтернативный путь духовного восхождения), либо сознательно игнорировали путь духовных знаний.

Мне же представляется срединным именно духовно-практический путь, не отметающий в то же время значения науки в прикладных областях человеческого существования. Такой путь позволит избежать и слепого фанатизма религии, и чрезмерного эгоизма науки.

QUOTE
Человечество изобрело много игрушек и не только в технической сфере, которыми так и не научилось управляться. И антропоцентризм одна из них. Уберём его и что получим? Что поставим в центр мироздания? Амёбу, водоросль, морскую свинку?


А в центр мироздания мы поставим ту действенную силу, которая создала этот мир, хранит его и постоянно сообщает нам его законы - с той целью, чтобы мы распорядились ими мудро и не нарушали их. Я называю эту силу Абсолютом, или Брахманом, как называли её величайшие учителя Востока. Фанни, скорее всего, назовёт её природой или каким-либо другим словом. Но мне кажется, что расхождения в терминах тут не столь важны. Важно действовать сообразно законам мироздания и понимать, к чему может привести нарушение этих законов.
Эрт
QUOTE (Unicorn @ 08.01.2006 - время: 20:32)
Мне же представляется срединным именно духовно-практический путь, не отметающий в то же время значения науки в прикладных областях человеческого существования. Такой путь позволит избежать и слепого фанатизма религии, и чрезмерного эгоизма науки.


Ну да. Что-то через Блаватскую и Рерихов в антропософию. Я тоже так считаю. (Извините, без антропо- не обошлось).
QUOTE
А в центр мироздания мы поставим ту действенную силу, которая создала этот мир, хранит его и постоянно сообщает нам его законы - с той целью, чтобы мы распорядились ими мудро и не нарушали их. Я называю эту силу Абсолютом, или Брахманом, как называли её величайшие учителя Востока. Фанни, скорее всего, назовёт её природой или каким-либо другим словом.

У этого Абсолюта есть устоявшееся, хотя и несколько затёртое название - Бог. У него все те же характеристики, какие вы указали. А это теоцентризм. Для меня он намного хуже антропоцентризма. А вот природа, это несколько другое, это нечто обезличенное, некое Дао, но всё равно эрзац Бога. Зачем Бог, если есть более близкий "его образ и подобие". Вот и следует уже учится жить этому подобию самому, без оглядки на создателя.))
skaner
ЕСЛИ КРАТКО......
Я СОГЛАСЕН С -УНИКОРНОМ-..........
Коза-Дереза
QUOTE (Funny Child @ 08.01.2006 - время: 23:21)
Видишь ли, Эрт, мне пока не удалось найти ни одного морального императива, вектор которого не был бы направлен за рамки биологического выживания.

Наверно, речь идет обо всех моральных императивах, в том числе, имеющих религиозное происхождение?
Религиозные заповеди ведь не что иное, как освященная религией мораль, верно?
Для христиан, скажем, аморальным считается невыполнение десяти заповедей господних… Ну, а тогда скажи мне, какое практическое значение с точки зрения выживания имеет заповедь о непоминании имени божьего всуе, например? А ведь невыполнение этой заповеди – грех.
Или доходящее до абсурда ничегонеделание евреев по субботам? Ведь до сих пор в субботу люди ездят в машине, погрузив ноги в тазик с водой – потому что в субботу плавать можно, а ездить нет…
Соблюдение субботы реально создает проблемы с точки зрения конкретного выживания, особенно в условиях войны…
А не соблюдать субботу – аморально…
Если тут вектор и направлен в сторону биологического выживания, то как-то не напрямую.
Unicorn
QUOTE (Эрт @ 09.01.2006 - время: 00:46)
QUOTE
А в центр мироздания мы поставим ту действенную силу, которая создала этот мир, хранит его и постоянно сообщает нам его законы - с той целью, чтобы мы распорядились ими мудро и не нарушали их. Я называю эту силу Абсолютом, или Брахманом, как называли её величайшие учителя Востока. Фанни, скорее всего, назовёт её природой или каким-либо другим словом.

У этого Абсолюта есть устоявшееся, хотя и несколько затёртое название - Бог. У него все те же характеристики, какие вы указали. А это теоцентризм.

Уважаемый Эрт, я не случайно сослался на восточное понимание Абсолюта, а не на западное. В авраамических религиях Бог - это личность, персона, творящая мир и присматривающая за ним, но не единая с миром. Потому Бог - это императивная сила, и последователи теоцентричного мировоззрения также склонны к императивным методам. В отличие от авраамических религий, в индуизме (точнее - в шиваитской его ветви) Абсолют, или Брахман - это животворящая субстанция, идентичная миру и неотделимая от него. Потому духовное восхождение в рамках этой линии оценивается не как соблюдение императивов (как, например, в христианстве), основанное лишь на вере в них, а как слияние с Абсолютом и восприятие законов мироздания естественным образом. Попробую проиллюстрировать это таким примером. Один человек не может навредить природе из страха наказания за это силами свыше, либо из догматического следования правилу, обоснованность которого осталась за бортом его понимания. А другой человек не вредит природе просто потому, что не представляет себе, как это возможно сделать, потому что для него такой поступок противоестественен. Улавливаете разницу?

Именно на формировании такого сознания я и пытаюсь сакцентировать внимание.

QUOTE
А вот природа, это несколько другое, это нечто обезличенное, некое Дао...

Или тот же Брахман, о котором говорилось выше. Мы, кажется, одно и то же имеем в виду :)

QUOTE
Для христиан, скажем, аморальным считается невыполнение десяти заповедей господних… Ну, а тогда скажи мне, какое практическое значение с точки зрения выживания имеет заповедь о непоминании имени божьего всуе, например?

А эта заповедь очень важна в том смысле, что как раз призвана сформировать табу императивным методом. Не-упоминание имени Божьего всуе означает глубокое уважение к Богу как к личности, а вместе с этим - и уважение его законов. Законы эти действительно подаются в императивной форме, поскольку для системы, в которой нет духовной практики, ничего лучшего, кроме как стращать запретами, для удержания людей от дурных поступков придумать нельзя. А где запреты - там и крайности, вроде этой:

QUOTE
...доходящее до абсурда ничегонеделание евреев по субботам...
Эрт
QUOTE (Funny Child @ 08.01.2006 - время: 23:21)
Видишь ли, Эрт, мне пока не удалось найти ни одного морального императива, вектор которого не был бы направлен за рамки биологического выживания.


С тех пор как люди стали осознавать себя человечеством (кажется начиная с времён Древней Греции, но я могу ошибаться) прошли тысячи лет. Таким образом можно сказать, что вся наша культура, включая такие её составляющие как мораль, этика, искусство, наука, религия и т. д., сформировалась в обстановке, когда человечеству, как биологическому виду ничего не угрожало.
Значит целью культуры в широком смысле слова и не является "биологическое выживание". Последние две тысячи лет портебности людей, скажем так, в наибольшей степени развивавших нашу культуру, стояли не на нижней ступени пирамиды Маслоу. Основные цели той же морали никогда не были биологизаторскими, а как раз наоборот регламентировали социальную и духовную сферы.

Ты очень удачно привёл пример из Ж. Верна. Там главные герои проявили себя как временщики и варвары, но это было естественно для тех времён, в которые жил господин Верн. Как нам не походить на них? Научится совмещать наше условное техническое могущество и мировой закон внутри нас. Никто не говорит, что это просто, но направление указано на мой взгляд верно.

QUOTE
Так что от УНИПОЛЯРНОГО мира, в котором признавался примат интересов Homo Sapiens, им пришлось бы перейти к МНОГОПОЛЯРНОМУ миру, в котором права видов амеб, морских свинок и водорослей признавались бы в той мере, в какой они не причиняли ВРЕДА нашему.  Воть така ЭКОКРАТИЯ...

Экократия... мне понравилось.)) Но почему-то сразу вспомнился отрывок из фильма "Кин Дза Дза", когда в самом конце герои попадают на планету Альфа. Тамошние жители при выборе между цветком и человеком вовсе не всегда делают выбор в пользу человека. И мне на Альфе жить почему-то не захотелось..))
Приравнять амёбу к человеку легко, но решит ли это все проблемы и амёбы и человека? В том-то и дело, что они не равны, человек выше по эволюционному развитию, только ему доступно понимание Абсолюта (Бога, Брахмана, Дао, Основного закона, Сверинформационного каузала и т. д.). Значит он ответственен и за себя и за амёбу.
Права амёбы и человека может быть и равны, но обязанностей у человека во много раз больше... и мы приходим в антропоцентризму с другой стороны. Понимание человеком своих обязанностей намного важнее, чем понимание своих обязанностей амёбой... при всём уважении к последней.
Эрт
QUOTE (Unicorn @ 09.01.2006 - время: 11:17)
Уважаемый Эрт, я не случайно сослался на восточное понимание Абсолюта, а не на западное. В авраамических религиях Бог - это личность, персона, творящая мир и присматривающая за ним, но не единая с миром. ............. .................. ............... .......... Один человек не может навредить природе из страха наказания за это силами свыше, либо из догматического следования правилу, обоснованность которого осталась за бортом его понимания. А другой человек не вредит природе просто потому, что не представляет себе, как это возможно сделать, потому что для него такой поступок противоестественен.
Именно на формировании такого сознания я и пытаюсь сакцентировать внимание.


По поводу взаимодействия персонифицированного Бога в авраамических религиях с окружающим миром у меня несколько иное мнение, но к данной теме это не имеет отношения.
С вашим тезисом о жизни человека в соответствии с внутренним законом, а не с выученными императивами я абсолютно согласен. Я сам уже много времени веду дискуссии на эту тему с разными людьми. Это тяжело воспринимается, так как приводит к необходимости отказаться от привычной картины мира и, что ещё хуже, взять на себя дополнительные обязанности, которые раньше были делегированы Богу. А для этого надо быть Человеком с большой буквы.
Коза-Дереза
QUOTE (LegLover)
Тетраграмматон - истинное имя бога, для них вещь вообще крайне серьезная. Этика обращения с оружием запрещает "в шутку" направлять его на человека

Хм... А неглупый парень этот... как его... а, LegLover!
Убедительно... Вполне.

А вот доводов насчет субботы я не совсем поняла. Моральная норма не просто не способствующая, а явно мешающая выживанию, обязана была отмереть... Таких примеров отмирания множество, механизм понятный.
Знаешь, у меня есть на этот счет соображения... Даже не соображения, а интуитивное ощущение. Пока не могу четко сформулировать. Но подобные моральные нормы у меня ассоциируются с гирями, которые скороход из старой сказки нарочно прикреплял себе на ноги, чтобы не бежать слишком быстро... Вразумительно объяснить эту ассоциацию я пока не могу.
Коза-Дереза
Ну да, пятикратный намаз это из той же серии, конечно. Похоже на сублимацию излишней энергии, что ли... Иначе бы отмерло давно.
norilsk
QUOTE (NewMannn @ 13.11.2005 - время: 20:10)
По-моему, чем более развит человек, тем более развита его нравственность. Стало быть прогресс влияет благотворно. Другое дело, что не все индивидуумы одинаковы, и каждый норму нравственности определяет для себя сам.

Поддерживаю, но думаю несколько иначе.
Цививлизация - отдельно.
Нравственность - это мораль.
А цивилизация и мораль вещи не совместимые.
Unicorn
QUOTE (Funny Child @ 10.01.2006 - время: 15:12)
Тем не менее, изначальный смысл еврейской субботы ничем не отличается, скажем, от исламского требования молиться 5 раз в день. Это тот же самый РЕГЛАМЕНТ. Сначала необходимо ПРИЗНАТЬ этический кодекс («Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инни разве Мене; нет Бога кроме Аллаха, и т.д..) Затем обеспечить возможность его социального "воспроизведения" (в виде обрядов и культовых требований), а уж затем перейти к реализации на уровне  "прикладной" морали.

В дополнение этих слов - изначальный смысл субботы у иудеев заключался не в пустом бездельи, а в посвящению этого дня поклонению и почитанию Б-га. Таким образом (так же как и пятикратный намаз в исламе) действительно закрепляется авторитет Высшей Личности и необходимость соблюдать все её заповеди беспрекословно.

Вообще получается очень забавная и в какой-то степени удручающая картина. В отсутствии духовной практики и внутреннего осознания необходимости единства с миром, в ход вступают императивные методы воздействия на личность - в форме религий. На определённом этапе религиозные институты действительно сдерживают негативные побуждения; но в том и дело, что это - сдерживание, а не устранение негатива. Происходит эффект разжатой пружины - не в силах сдерживаться более запретами и стращаниями, эго вырывается наружу и сметает все барьеры, игнорируя порой даже здравый смысл. Церковь же, пытаясь вернуть себе позиции "нравственного руля", генерирует ещё более жёсткие догмы и запреты - даже если их придерживается лишь малая часть населения. Чем выше уровень эго, тем сильнее запреты, и тем сильнее эго им сопротивляется... Замкнутый круг и бесконечный маятник, никак не достигающий покоя.....

Беда почти всех религий в том, что они стремятся преимущественно соблюсти внешнюю свою оболочку - ритуальность - в то время как изначальная суть религиозной системы остаётся за бортом. Преимущественно это обстоятельство касается опять-таки авраамических религий.

Что касается вопроса Алёнки по поводу сохранения ритуала в современных условиях - возможен такой ответ. Внешняя религиозная оболочка - действительно архаика, которая пока сохранилась. Если учесть, что иудаизм - всё же локальная религия, а производные авраамические культы относительно молоды (христианству 2000 лет, исламу - 1300), то вполне возможно, что ритуал со временем рухнет. Но произойти это может только при наличии действенного альтернативного религиозному метода сохранения духовного начала. А поскольку ни религия, ни наука в полной мере на это не способны, то.... в общем, читайте то, о чём я писал выше, чтобы избежать повторов :)
ВедьмАчка
QUOTE
вполне возможно, что ритуал со временем рухнет

Когда рухнет ритуал - умрёт религия (в общепринятом смысле). В современном обществе религиозный ритуал, едва ли не оснополагающая... Это ж как смотреть кино в кинотеатре под открытым небом в лучах полуденного солнца. Ритуал на лицо, экран есть, а кина не видно.

Страницы: 1[2]3

Архив форума Серьезный разговор -> Цивилизация и нравственность





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Проститутки-индивидуалки Москва