M-S | ||||||||
Не запутанно, а очень показательно! Ты своим примером продемонстрировала, что несмотря на то, что наша общественная мораль и личные нравственные нормы каждого порицают убийство человека, есть случаи, когда такое убийство будет одобрено общественной моралью и не войдет в противоречие с нравственными установками личности, это самое убийство совершившей. Следовательно, мораль и нравственность - категории относительные, имеющие свойство меняться в зависимости от обстоятельств. |
||||||||
Just!!! | ||||||||
M-S, я со всем согласна. Точнее согласна, что убийство как самооборону можно оправдать. Но понимаю я это всё-таки по-другому. Нравственность она одна всегда и во все времена. Мораль меняется, в зависимости от понимания и принятия человеком нравственности. (Это, конечно, всё демагогия, но из-за неё и происходит недопонимание, из-за которой происходят все споры.) Но самооборона не является целью, к которой идут продуманными и четкими шагами. То же самое может касаться, вопроса "жизни и смерти" наших близких. Здесь мне кажется, в ход вступают уже совершенно другие материи, о которых мне даже не хочется рассуждать, потому что прогнозировать свое поведение в данной ситуации никто не может! (имхо) Сохранить человеческий облик в такой ситуации могут разве что просто святые люди. А вообще спор у нас какой-то странный получился… не о чём… ... Вот допустим, я соглашусь: Да, цель оправдывает средства! Но ведь и Павлик Морозов тоже так считал! Только чем это кончилось, все прекрасно знают… |
||||||||
Дама | ||||||||
Павлик Морозов не считал, это за него считали, он ребенок был.. в голове пластелин. | ||||||||
M-S | ||||||||
А вот с этим я не согласен. Нравственность, как я ее понимаю, есть совокупность норм, определяющих поведение каждого конкретного, отдельно взятого индивидуума. В этом ее основное отличие от морали, которая регламентирует поведение групп людей, сообществ, социумов. Высшая же, абсолютная нравственность, Дхарма, о которой говорите вы и Unicorn - это нечто третье. Только мне непонятно, зачем мы присваиваем один тот же идентификатор двум совершенно разным понятиям? Давайте именовать нравственность - нравственностью, а Дхарма пусть будет Дхармой. Только так мы избежим путаницы. Если мы с вами сейчас пришли к единству мнений в вопросе определений, то становится очевидным, что нравственность никак не может быть "одна и на все времена", поскольку это понятие применимо только к отдельному человеку. У каждого человека свой нравственный кодекс. Кстати, наиболее семантически близкий синоним нравственности - совесть. Возьмем простой пример, с помощью которого покажем всю относительность нравственности. Допустим, что-нибудь близкое к тематике нашего форума. Ну, например, человеку изменил жена. Один, оказавшись в такой ситуации, соберет чемодан и уйдет, другой простит, а третий не успокоится, пока не убъет жену и ее любовника. Чем руководствуются все эти люди? Ясно, что не моралью, потому что мораль (поскольку она едина для общества) должна давать однозначный ответ, как поступить в подобной ситуации. И уж тем более не Дхармой, по тем же самым причинам. Следовательно, их поступками движет нравственность и каждого она своя. С моралью еще проще. Мораль - служанка общественной целесообразности. То, что обществу выгодно, что будет способствовать его развитию - то рано или поздно будет признано морально приемлемым. Примеров - уйма. Поедание печени сраженного противника у племен людоедов. Дико? Варварство? С точки зрения нашей морали - вне всяких сомнений, потому что развитию общества, в котором мы с вами живем, поедание друг друга никак не способствует. Другой пример. Среди представителей одного из народов Крайнего Севера, хорошого известного нам по серии анекдотов, считается аморальным не предложить гостю с Большой Земли свою жену на ночь. Более того, отказ гостя будет воспринят тоже как аморальный поступок. Все очень просто - чукчи живут обособленными племенами, приток новой крови им необходим. Вот поэтому их мораль трансформировалась, фактически узаконив супружескую измену. Если бы этого не произошло, рано или поздно их доконал бы имбридинг. О конфликтах морали и нравственности писать не буду, и без того пост получился слишком длинным. Но очевидно, что некоторые поступки могут быть одновременно аморальными и в тоже время нравственно верными, как и наоборот, человек может совершить что-то такое, чем заслужит одобрение общества, хотя самого его будет грызть совесть по ночам. |
||||||||
Аэлита | ||||||||
Тогда давайте определимся - Мы говорим об оправдании перед законом? Или об общественном мнении? А может о том, оправдает ли свою цель сам человек? |
||||||||
ERRA | ||||||||
Ну во-первых, в общественное мнение включается закон и УК. Это так сказать, необходимый минимум. M-S, а вот насчет разделения на мораль как общественную величину и нравственность как личностную, ты высказал по сути лишь свое видение. Слово нравственность от "нравы", а нравы обычно бывают у народа, общества. Но это на самом деле просто игра терминов. Можно пойти по твоему пути и сделать именно так, чтобы не путаться. Мораль - общество, нравственность - личность. Так вот, личность развивается под воздействием общества, то есть общественной морали и она, эта мораль является частью личности. Значит нравственность личная складывается из общественной морали, по крайней мере той ее части, которую принял в себя человек, и собственными размышлениями, чувстованиями, ощущениями и переживаниями, в частности за окружающих. Так вот, это внутреннее и назвал Юникорн Дхармой, я так понимаю. То есть человек может убить во время самозащиты и УК и общество его оправдают, но сам он может задумываться о том, а была ли так необходима эта смерть. Может можно было что-то изменить, может он сам спровоцировал своего убийцу. Когда на человека совершают нападение с намеринем убить, то это происходит не просто так. Это провокация, провокация завязать еще один узел на карме. Согласна, что уже в момент нападения другого варианта как защититься нет, но какая-то цепь ошибок приводит человека к такой безвыходной ситуации. И здесь ему уже ничего не остается, как совершить грех. То есть он повинен не в убийстве как таковом, а в тех своих деяниях, которые к этому его подвели. Случайностей не бывает. Даже если на вас просто напали в банке грабители и взяли вас в заложники, как самого близкого заложника. |
||||||||
на подобные вопросы нет однозначных ответов - это раз. и второе - цель оправдывает средства ровно настолько, насколько важно её достижение. |
||||||||
Насяка | ||||||||
Очень рад был прочитать такую точку зрения. Согласен с тем, что совершать хорошие поступки, делать хорошее - это не из-за сделки с богом или кем-либо еще (я вообще не религиозен и в жизнь после смерти не верю). Это - смысл жизни, пожалуй. Полностью согласен с мнением о заботе о себе и ближайшем окружении (правда, не знаю, стоит ли это к инстинктам относить). Это - путь по крайней мере к продолжению нищенского существования в мире с большим количеством негатива. Делать хорошее - просто приятно. Видеть, как люди радуются, или просто думать о том, что благодаря твоему поступку они рады, или им не стало плохо - очень приятно. Это удовольствие своеобразное, очень эмоционально насыщенное. |
||||||||
Just!!! | ||||||||
Рокко, быть порядочным не выгодно не только в наше время. Так было, есмь и будетЪ! Всегда. Мне в школе моя очень мудрая учительница по литературе сказала одну фразу, которая теперь одна из моих любимых: «Люди с высокими моральными и нравственными ценностями ВСЕГДА проигрывают» От себя добавлю: И они это отлично осознают. Тогда в детстве, меня это возмутило и удивило, - зачем тогда быть нравственным, думала я? Мне казалось это жутко несправедливым. Но, потом сталкиваясь с жизнью я поняла, что "справедливость", тут не причем. Просто нравственные люди нравственны не потому что преследуют какие-то цели и не потому что это выгодно. Просто они не могут поступить подло. Потому что подлость – она всегда будет подлостью… |
||||||||
implantant | ||||||||
Just!!! Порядочность - это нечто внутреннего стержня, либо он есть, либо его нет... Порядочным, безусловно живется нелегко... Но... помнишь, что я тебе говорил??? Мы не умеем жить по-другому... ![]() Я от этого испытываю определенный кайф, что живу не как все, если честно... ![]() |
||||||||
Unicorn | ||||||||
Just!!!, я не совсем согласен с утверждением о том, что нравственные люди всегда в проигрыше. Вероятно, они в чём-то проигрывают во взаимоотношении с социумом. Но в абсолютном выражении они выигрывают бесспорно. Следование Дхарме (высшей нравственности) не остаётся без внимания высших сил, и человек испытывает по меньшей мере удовлетворение от сознания того, что он придерживается нравственных позиций, вне зависимости от правил игры социума. | ||||||||
крыска | ||||||||
Запомнившаяся фраза: цель оправдывает средства. Но не человека, их применившего. Согласны? |
||||||||
Veselij | ||||||||
Сразу же вспомнилась фраза "Свинья живет в свинарнике" так что проблеми в нас самих и ни чего не поделаешь ![]() |
||||||||
Unicorn | ||||||||
Рокко, совершенно неважно, что говорят окружающие тебя люди, если ты сам чувствуешь, что они неправы! Та высшая нравчтвенность, которая заложена в нас изначально, однажды пробудившись, вряд ли заснёт вновь. И никакие издержки социума не заставят её замолчать. Надо только иметь мужество не обращать внимание на то, что тебе говорят извне, и делать то, что говорит тебе твоя совесть. | ||||||||
Насяка | ||||||||
В целом по теме. Цель должна сопоставляться со средствами. Ни больше, ни меньше. Убить старушку-процентщицу, чтобы накормить кого-нибудь (или как там было)? Сравниваем цели со средствами, продумываем риски...НЕТ, НЕ СОПОСТАВИМО. Поставим всех строем и построим коммунизм, где все будут счастливы? Сравниваем цели со средствами, продумываем риски...Риски огромны, издержки значительны. Получили то, что получили. Этакую квази-жизнь мономассы (простите, если заумно). Цель, конечно, благая была, но средства не оправдала. Заключим политическую сделку, чтобы получить реальный шанс и возможность сделать много для людей? Сравниваем цели со средствами, продумываем риски... Риски есть. Но цель обычно оправдывает средства в данном случае, по-моему. Хотя каждый раз - ситуация конкретна. На практике чаще всего на это идут. Воруем от государства семье, берем взятки? Сравниваем цели со средствами, продумываем риски... Риски в России незначительны чаще всего. Но ложим кирпичик в здание общества семейных эгоистов, результатом деятельности которых является невозможность государства выполнить свои социальные задачи, дать достойное проживание обездоленным. Неужели в этом случае цель оправдывает средства? Для тех, кого волнует в принципе только ближайшее окружение - да. Но тогда пусть признаются публично, что плевать на всех остальных (понимаю, глупо, не признают).
Проще. Но помочь голодающим мозамбика, если постараться, можно в значительно большей степени. ОНИ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ НУЖДАЮТСЯ!!! Нет ничего хуже человеческих страданий, особенно физических/физиологических. Мне ОЧЕНЬ больно даже думать о том, что такое голод и болезни, постоянные войны. И не важно, насколько родственны такие люди. А Вам не больно внутри, не невыносимо представлять такое? Или Вы думаете, недалеко зайдя в своей логике, что сделать ничего нельзя? Но для семьянина моя позиция неудачная. Мои жизненные цели, связанные с этой позицией, были сильным фактором для разрушения семьи: я в конечном итоге (пока лишь потенциально скорее, если в материальном отношении) стараюсь для других, а не для семьи (что высказывалось не раз женой). Не надо мне семьи, очевидно. Но молодые гормоны играют - раз. Хочется домашнего тепла и понимания - два. Да, это моя дилемма. 2 Рокко: Сильные мира сего действительно в массе своей озабочены "верхним", элитным миром. Описанные свойства проходимцев - очень сильный фактор, приближающий их к сильным мира сего. Хотя среди сильных наблюдается очень большое число как минимум неординарных (нечерно-белых), а как максимум - высокоэтичных в максимально возможной степени людей, как мне кажется на настоящий момент по имеющемуся жизненному опыту и исследованиям. Без неординарных и высокоэтичных все было бы хуже, уверен... Но даже высокоэтичные обычно являются циниками среди сильных. К сожалению, взвешенная публичная позиция и рациональные колебания человека в ней обычно считаются слабостью. Во многом это обусловлено инстинктами и наследственностью человечества, видимо. Respect to M-S за интересную ссылку в этой области. Российский пессимизм - конечно, факт. Но есть и исключения. Есть деятельные, инициативные люди, которые совершают поступки, противодействующие сползанию в пропасть. Но, судя по политическому настрою россиян, они думают, что будет лучше, если ими будут управлять, а они не будут проявлять особой инициативы... Этак высокой культуры не добиться, по-моему. Это сообщение отредактировал alexxx82 - 08-12-2004 - 11:51 |
||||||||
Just!!! | ||||||||
Я как раз имела в виду именно с социумом, а не в духовном плане. В конкретных материальных конфликтах. Всё время в реале сталкиваюсь с тем, что честных и добрых людей считают глупыми. А добрых и вежливых – слабыми. Например, если человек в ответ на грубость и агрессию не отвечает тем же – то он боится или не может из за своей слабости. Или если ты сознательно отказался украсть, зная на 100% что тебе за это ничего не будет – то ты дурак.
Дабы чуть-чуть спустить себя с небес на землю, и избежать излишнего морализаторства... Лично я говорю о несоизмеримых целях и средствах (и большинство, я думаю, тоже). Например. Если бы речь шла о моём ребенке, о его здоровье, жизни и т.д. (но не излишествах), и мне бы предложили взятку, за то, что не принесёт никому никого вреда, кроме моих проблем с законом (обхождение некоторых формальностей и уставов), то я бы пошла на это (только потому что живу в России, в другой стране ![]()
Руководствоваться исключительно риском, имхо, не очень объективно. Риск бывает незначителен, но вот причененное людям зло огромно.
Крыска, думала я, думала я над этой фразой, и решила, что всё с точностью до наоборот. Целью можно оправдать человека. Человек не идеален, человек слаб, у человека эмоции, чувства, которые он не в силу бывает контролировать. У человека бывает аффект, истерика, заблуждение, ошибка, любовь, страсть. У человека есть мать, отец, дети. Целью нельзя оправдать средства. Средства лишены какой-либо эмоциональной нагрузки. Средства – это есть то, что есть. Кража – это кража. Обман – это обман. Убийство – это убийство. И убийство одного человека никогда не оправдает убийство другого. |
||||||||
Насяка | ||||||||
100% верно. Я какое-то время назад сделал для себя такой вывод. Есть такое важное слово - воля (например, в сочетании "политическая воля"). Но нормальные люди с какой-то совестью, даже наверху, соразмеряют то, чего они хотят, с этическими критериями (или понятиями, как часто бывает). Вот, затрезвонили когда-то: богатые договорились, все корпоративные конфликты будут решаться не киллерами, а по закону. А что такое у нас по закону? Там такие правовые фикции творятся, что подпрыгнуть можно от удивления. Снаружи - закон соблюден, все по суду. А на самом деле... А на счет гражданского общества тоже согласен. Но оно вырастает все же благодаря инициативе отдельных индивидуумов. А у нас с ней плохо. Хотя не скажешь, что нет. |
||||||||
Насяка | ||||||||
Разве несоизмеримо? Здоровье и жизнь ребенка по сравнению с низким риском проблем с законом. А вот когда соизмеримо, наоборот, труднее решить. Например, убить кого-то, чтобы спасти близкого. Соизмерять нужно, по-моему, в соответствии со шкалой ценностей. У каждого, конечно, она своя. Но есть достаточно распространенные соотношения: например, жизнь, как правило, важнее денег (хотя когда речь идет о больших деньгах - уже можно начать спорить и колебаться; нет, я ни в коем случае не одобряю киллеров ![]() Надеюсь, я не слишком похож на моралиста?
Сейчас исправлю. Я имел в виду: "сравниваем цели со средствами, продумываем риски". Риски сравнивать не нужно. |
||||||||
Насяка | ||||||||
Эх, куда меня несет мой язык. Трудно удерживаться от комментариев. За живое берут посты. JUST!!! [QUOTE]Мне в школе моя очень мудрая учительница по литературе сказала одну фразу, которая теперь одна из моих любимых: «Люди с высокими моральными и нравственными ценностями ВСЕГДА проигрывают» От себя добавлю: И они это отлично осознают[QUOTE] Я в книге Дж. Сороса про смерть капитализма прочитал с год назад о беседе Сороса с ныне покойным правозащитником Ковалевым. Последний по смыслу сказал: "Я всю жизнь играл в заведомо проигрышные игры". И даже Сорос это прокомментировал, что лично он на такое не способен (это вовсе не аргумент против поста, это аргумент за с некими дополнительными эмоциями). |
||||||||
neon_mud | ||||||||
Нет, для меня категорично нет, если цель заливается кровью, войной, разрухой, смертью, прочим. Это дерьмо полное. Другое дело, когда вкладываешь в дело деньги (опять же заработанные не кровью и насилием), а они (деньги) либо "прогарают" либо приносят дополнительную прибыль от вложения. Но не людьми же "играться" ради достижения лавэ? Так играли и играют США в войнушку с Ираком, дабы голливудским шлюхам выгодно было заправлять свои лимузины дешевым бензином. За это США и не уважаю. |
||||||||
Забава | ||||||||
НУ... оставим политику в покое... Ведь цель может быть любой, а не только "лавэ"? |
||||||||
Маленькая да Удаленькая | ||||||||
На самом деле,не лавэ главное в жизни!У каждого человека есть свои определённые цели,планы на жизть!А стремиться можно и нужно к чему угодно.В моем понимании деньги-это средство для развлечения и отдыха,для жизни!Есть-трачу,нет-зарабатываю и снова трачу. | ||||||||
Кобра | ||||||||
Забавно, но с годами понятие "морали и этики" меняются.. Чем старше, тем более размыты границы.. То, что мне казалось недопустимым в 20 лет, в пятьдесят воспринимается вполне спокойно.. В двадцать я считала, что уводить жену ( подругу), мужа ( друга) нехорошо, возмутительно.. А сейчас.... А почему бы и нет ? Подбить кого-то под коленки ? Ну и что такого ... А ты не подставляйся... Если даешь возможность себя "размазать", ну что, твои проблемы... А в бизнесе ( отечественном) вообще морали не существует.. По определению. Тебя "кидают", ты "кидаешь".... Джунгли... ![]() |